В московских школах хотят провести пробные факультативные уроки, на которых представители традиционных конфессий пообщаются с учениками и расскажут им о религии. В проекте будет задействовано несколько десятков школ, они проведут уроки добровольно. Всего в каждой школе пройдёт по четыре урока - по православию, иудаизму, буддизму и мусульманству. В случае успеха для заинтересовавшихся школьников будут проведены экскурсии в религиозные места.

Газета Metro пообщалась с представителями различных конфессий, чтобы узнать об их отношении к грядущей акции.

"Инициатива очень трезвая, правильная и нужная в наше время, - считает зампредседателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ Роман Богдасаров. - Вот только нельзя, чтобы урок прошёл в скуке, стал рутиной. Нужно, чтобы люди задумались, попытались организовать свою жизнь правильно.

Молодёжь сейчас находится в наиболее уязвимом положении. Интернет, социальные сети изобилуют примерами отрицательного поведения. В таких условиях нетрудно сойти с верного жизненного пути, поддаться искушению.

Представители традиционных религий могут рассказать молодёжи о ценностях, о культурных корнях и традициях, о дедах и прадедах, которые помогли стране выстоять в Великой отечественной войне.

Можно организовать урок в виде ролевой игры или мастер-класса с ответом на вопросы. Не должно быть обычной лекции с показом слайдов, фотографий. Мероприятие должно быть интерактивным".

На вопрос, в какие места стоит идти старшеклассникам, если для них организуют "религиозную экскурсию", Богдасаров ответил неожиданно: "В музей Дарвина".

"Сейчас самая большая проблема - неосведомлённость, - подчеркнул Богдасаров. - Все считают, что человек произошёл от обезьяны, но никто не ходил в музей Дарвина и не смотрел - а как, собственно, это происходило. И когда человек начинает выяснять, что произошло на самом деле, волей-не волей он приходит к тому, что мир сотворён богом. Можно ещё сводить школьников в Большой театр на современную постановку".

"Возить учеников в храмы просто так, как на экскурсию? - продолжает Богдасаров. - Мы нахлебались этого ещё в советское время. Тогда из храмов делали музеи, по ним ходили и рассказывали - это вот такой-то предмет, это - такой-то. Как будто это не место, где обитает сам бог, а какая-то экспозиция".

"Можно свозить их на места, где были массовые захоронения новомучеников, где были массовые расстрелы - например, на Бутовском полигоне. Там им можно рассказать о подвигах предков", - заключил Богдасаров.

Иудаизм

"Мораль и этика в традиционных религиях - вот что важно прежде всего, - сказал Metro раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России по связям с государственными, общественными организациями Зиновий Коган. - Нужно объяснить детям что такое хорошо, а что такое - плохо в иудаизме сегодня. В качестве вступления на уроках можно подать 10-минутный ролик, причём для каждой конфессии".

Коган также предложил, чтобы в заключение прошла общая встреча, с представителями всех религий, чтобы они могли ответить на вопросы. "Старшеклассники могли бы выступить в качестве журналистов - задать вопросы, которые их интересуют. Можно было бы потом по всей России организовать такие уроки. Скажем, единовременно, ну как с единым диктантом", - сказал Коган.

Эксперт подчеркнул, что сам бы принял участие в проекте, если бы его пригласили. И рекомендовал три места для экскурсии: в синагогу на Поклонной горе, где есть музей, хоральную синагогу на Большом Спасоглинищевском переулке и музей на Марьиной роще, центр толерантности.

Буддизм

Президент Российской ассоциации буддистов Александр Койбагаров в интервью Metro сказал, что на уроках можно рассказать об основах буддизма, привести исторические факты. По его словам, "обо всём этом нужно знать культурному человеку". "После этого, при желании, можно провести акт медитации", - предложил эксперт.

Койбагаров советует старшеклассникам посетить еврейский культурный центр на Петровском бульваре. "Он ещё небольшой, но мы планируем сделать там культурную экспозицию, галерею", - сказал эксперт.