С 6 мая и до конца месяца в Московском зоопарке будут проходить экскурсии "Зоопарк в годы Великой Отечественной войны". Экскурсовод зоопарка Елена Лысогорская рассказала газете Metro, что посетители зоопарка смогут узнать об особенностях его работы во время войны. Есть немало историй, которые могут быть интересны посетителям зоопарка, экскурсоводы будут делиться ими.

"С начала войны все мужчины ушли на фронт, в зоопарке остались одни женщины, - сказала Лысогорская. - А работы физически были очень тяжелыми. Корм развозили вручную, убирали за животными тоже вручную. Летние и зимние вольеры были расположены в отдалении друг от друга, в связи с чем возникали различные непростые ситуации.

Скажем, до войны бегемотов перевозили в огромных транспортных клетках, которые волокли вручную, подкладывая под них деревянные катки. С начала войны, когда в зоопарке не осталось мужчин, женщинам было не по силам выполнять данную работу. Пришлось перегонять бегемотов пешком - скамейками выгораживали для них дорожку, и они послушно шли весной в свой летний бассейн, а осенью возвращались в зимнее помещение".

"Часть животных во время войны было эвакуировано из зоопарка - было три транспорта, - вспоминает также Лысогорская. - Один ушёл на Кавказ, другой - в Сталинград, до знаменитой битвы. Зоотехник Михаил Колесников, который отправился с животными в Сталинград, погиб потом на фронте. О животных, отправленных в те места, ничего не известно. А животные, которых отправили в Свердловск, частично были возвращены, некоторые из них остались там".

Лысогорская вспомнила историю о храбром слоне Шанго, который жил в зоопарке до 50 лет. "Крупных и опасных животных из зоопарка убрали (кого-то ликвидировали, кого-то увезли), но остался тот слон, - сказала эксперт. - Когда к нему в вольер попала зажигательная бомба, он её загасил - видимо, это произошло инстинктивно. Бомба шипела, разбрасывала огонь, и он в неё швырнул песком, а потом растоптал ногами".

По словам Лысогорской, работникам зоопарка в годы войны приходилось решать очень сложный продовольственный вопрос. "С продовольствием было трудно, у зоопарка начались проблемы, - рассказывает она. - В летнее время для травоядных заготавливали сено - под обстрелами, бомбёжками сотрудники, где это было возможно, скашивали траву и делали заготовки на зиму. А для хищных животных ловили крыс, либо выручала милиция, сотрудники которой сообщали, если где-то была убита лошадь, поскольку в те времена гужевой транспорт ещё был популярен. Убитую лошадь привозили в зоопарк и скармливали животным.

А бурой медведице, обитавшей в зоопарке, в этом смысле повезло. Животное находилось на Новой территории зоопарка, но в то время она была закрыта, поскольку на ней находилась зенитно-батарейная артиллерийская часть. В тот год осень наступила рано, и медведица, соответственно, рано легла в берлогу - во внешний вольер. Убирать её оттуда было опасно для жизни, поэтому животное оставили на месте. Весной она проснулась от спячки, вылезла, и тут её увидели военные - им животное понравилось, они оставили медведицу у себя и часто подкармливали её".

Также сотрудница зоопарка отметила, что во время войны в зоопарк регулярно ходили посетители. Среди военных появилась даже традиция - они посещали зоопарк, располагавшийся рядом с Белорусским вокзалом, перед отправкой на фронт.