Имена Белки и Стрелки знакомы всем со школы, но мало кто знает, что до них в космосе побывало больше сорока собак. 

Главной целью учёных было отправить в космос человека, но никто не знал, какие именно испытания ждут его за верхними слоями атмосферы. Поэтому в 50-х в СССР и США начались эксперименты с животными. Американцы выбрали обезьян, наши – собак. 

– Собирали московских дворняжек определённого размера, – рассказала Metro куратор выставки «Белка, Стрелка и другие» Ирина Савельева. – Породистых не брали, считали, что те, что выжили на улице, уже прошли отбор. 

Животные жили в лаборатории в Королёве, где их подвергали испытаниям и тестам. Самых выносливых и спокойных облепляли датчиками, надевали на них скафандры и усаживали в капсулу. 

Первый же полёт на геофизической ракете завершился благополучно и вывел СССР вперёд – американские обезьяны умирали после полёта. В июле 1951 года Дезик и Цыган взлетели на 88 километров, первыми из живых существ испытали невесомость  и приземлились. После было много полётов, а одна из испытательниц вообще летала на геофизической ракете целых пять раз. Но бывало, что животных отправляли на верную смерть. Например, у Лайки, которая первой вышла на орбиту, не было посадочного модуля, а собаке, которая летала после Белки и Стрелки, не повезло ещё больше: ракета ушла с курса и могла приземлиться за пределами СССР, так что её взорвали.

Кроме запусков на орбиту были и более суровые испытания. Например в 1966-м году советские собаки поставили рекорд по длительности пребывания в космосе.

– Уголёк и Ветерок провели на орбите 22 дня. Когда они приземлились, оказалось, что собаки облысели, – рассказала Ирина. – Но ничего, выходили. Ветерок ещё 12 лет прожил.

Кстати, звали Ветерка совсем иначе – это был, можно скзаать "орбитальный псведоним" данный перед стартом. Сотрудники лаборатории, в которой он доживал своё, звали его Пэр. С годами у него выпали все зубы из-за вымывания кальция и даже колбасу для него приходилось разжёвывать.

Совсем другие имена были и Белки со Стрелкой. В журнале, где делались записи об их сотоянии во время полёта были записаны обе клички – как бытовая, так и официальная. Судя по записям, которые представлены на выставке, звали из Капля и Вильна.

Кстати, помимо собак, летали и другие животные. В одной из геофизических ракет к ним примостился кролик, а Белка со Стрелкой и их последователи летали с целым «Ноевым ковчегом»: с ними в капсуле были грибы, насекомые и макет человека, которого в Королёве прозвали Иваном Ивановичем. 

После запуска человека в космос эксперименты не прекратились. Более того, с появлением орбитальной станции туда то и дело стали запускать разнообразные живые организмы.

– Например японец, который полетел в составе нового экипажа на МКС, взял с собой мышей, – уточнила Ирина Савельева. 

Привозили на станцию и пауков, чтобы посмотреть, как они смогут сплести паутину в условиях отсутствия гравитации. И даже перепелов. Сначала – яйца в инкубаторе, а потом несколько пар птиц. Каково же было удивление космонавтов, когда одна из перепёлок начала нестись. Яйцо экстренно отправили на Землю, где цыплёнок благополучно вылупился. А вот с теми, кто увидел свет на орбите, невесомость сыграла злую шутку. в отсутствии гравитации она не смогли научиться клевать и глотать и погибли.

Всё это необходимо для подготовки длительных межпланетных экспедиций, в которые человечество надеется однажды отправиться. Во-первых, чтобы сами люди были готовы к влиянию космоса на их организм, а во-вторых для того, чтобы во время полёта можно было питаться органической, выращенной на борту едой, а не только борщом из тюбика. Ведь криозаморозку для дальних перелётов ещё не придумали.

Кроме того, сейчас продолжаются эксперименты с обезьянами, который приучают управляться с элементарной техникой на уровне условных рефлексов. Говорят, что на Марс первыми могут полететь именно они.