Северная окраина Москвы, колледж архитектуры и строительства №7. Мне навстречу выходит крепкий, опрятно одетый мужчина в очках, с проседью.
Павел Викторович ведёт меня по колледжу, показывает кабинеты.
В коридорах стоят резные столы и стулья, на стенах висят картины и расписные подносы. Ощущение, что я попал в музей народного промысла. Мы поворачиваем за угол и заходим в большой класс.
– Тут мой цех-мастерская.
В классе большие светлые окна, пахнет деревом. В два ряда стоят верстаки, штук по десять в каждом. У задней стены – несколько станков. Всё покрыто древесной пылью, как и должно быть в мастерской.
Ремесло по любви
– Во дворе нас было четверо друзей-мальчишек, – вспоминает Павел Викторович. – Вместе выбрали недалеко от дома место учёбы и пошли.
Это было училище №75, в котором студент Савостьянов учился до 1980 года.
– Оно тогда гремело на всю Москву. Там сам контингент преподавателей шикарный, уровень самый высокий!
По окончании Павел Викторович начал там же преподавать, а в 1990-е, когда с зарплатами было туго, стал делать мебель на заказ. Но и свой бизнес не принёс ему больших денег.
– Богатые не любят платить: то денег у них якобы нет, то им жалко их тратить, – объясняет Павел Викторович.
Вскоре он вернулся преподавать.
– В этом колледже я обучаю столярно-мебельному производству (СМ – по-нашему) уже семь лет, – преподаватель идёт вглубь класса. – В этом году набрал отделение коррекции, то есть детей с физическими и психическими отклонениями. 18 человек. Они ничем не хуже. Им тоже надо учиться.
– Раньше вы уже занимались с ними?
– Да, это уже второй мой такой набор. Мне с ними приятно работать, они меньше шалят, сосредоточены на деле.
Рабочие специальности не в почёте
– Сегодня интерес к рабочим специальностям намного ниже. Раньше рабочие были гегемонами, да и зарплаты были хорошими. Они на комбинатах от 180 рублей получали, как академики.
Ребят сюда идёт мало.
– Но если идут, то целенаправленно, а не то что их занесло, как говорится. Их от верстака не отгонишь, на перемену не хотят выходить.
Савостьянов удивляется, что в соседних домах люди даже не знают, что у них во дворе есть такой колледж.
Трижды Лучший столяр
– Вы сорок лет работаете с деревом, а недавно вас назвали лучшим столяром Москвы. Как это было?
– На конкурсе мы делали полку с вешалкой.
Павел рисует на доске набросок изделия.
– Было непросто, потому что все участники – с фабрик, профессионалы. Каждый день своё мастерство совершенствуют.
Но у Савостьянова был один значительный плюс: его соперники привыкли работать на оборудовании, а нужно было всё делать руками, подручными средствами: стамеской, лобзиком, как он привык. Критерии: скорость и качество.
– Я закончил раньше других на 40 минут.
Оказывается, эта победа уже не первая.
– До этого выигрывал городские конкурсы раза два-три, – он отмахивается, будто это пустяк. – Уже говорю, чтоб кого другого посылали.
Интересно, есть ли что-то, что столяр сделать не может?
– Из дерева я могу сделать всё что угодно, – заверяет он. – Но для себя редко что делаю. В моей квартире моей работы только кухонный гарнитур и пара табуретов, в спальне кровать – белорусская.
Сам Павел Викторович восхищается дореволюционной мебелью фабрики Шмидта – поставщика Двора Его Императорского Величества.
– Помню шкаф их работы, с сатирами. Лицо сатира было до такой степени детально вырезано, каждая черта!