Жителям столицы стали приходить листовки, в которых компания ООО "Единый центр расчёта" (ЕЦР) заявляет, что у их счётчиков воды истёк срок годности и их надо срочно заменить. Если этого не сделать, жильцам грозит перевод на общедомовой учёт. При этом они говорят, что о них можно подробно узнать в ближайшем Многофункциональном центре и там подтвердят, что человеку нужно срочно менять оборудование. Однако в Единой справочной службе Москвы о таких "благодетелях" говорят весьма прямо – мошенники.

-Это звонят мошенники, которые являются коммерческими фирмами. Вам следует ориентироваться на свои документы по замене счётчиков, – заявили Metro в Единой справочной службе Москвы. –Вы уже не первый звоните, очень много звонков таких. Они никак не могут перевести вас на общедомовой учёт, но при этом они ставят условия какие-то, некоторым даже угрожают.

Действительно, жертвами ЕЦР становилось уже много людей. На удочку звонящих однажды чуть не попалась москвичка Мария Маслина. Она также увидела листовку и позвонила по объявлению.

–В почтовом ящике мы нашли якобы официальное уведомление от ЕЦР (Единый Центр Расчета) о том, что наши счётчики подлежат обязательной проверке по плану как установленные в 2012 году. Там был указан телефон для оформления заявки, мы позвонили и сказали, что счётчики установили не в 2012 году, а в 2013 году. Нам ответили, что всё считается с даты изготовления, а не установки и мы ОБЯЗАНЫ заменить счётчики на новые, так как истекает срок их эксплуатации, иначе нас переведут на общедомовой счет. Мы спросили, где находится их организация, они назвали адрес нашего районного МФЦ, хотя на бумажке был другой адрес. Мы сначала согласились и оформили заказ на два счётчика, но потом позвонили по горячей линии МФЦ и вот тогда нам сказали, что это коммерческая организация и верить ей не надо. Мы позвонили отменить заказ, но нас стали убеждать, что у нас просроченные счётчики, у которых гарантийный срок 2 года (в паспорте на счётчик это действительно указано) и по постановлению Собянина от 2012 года все старые счётчики подлежат замене на новые со сроком службы до 12 лет и какой-то другой периодичностью проверок. Мы посмотрели в сети и увидели, что это постановление касается отмены проверок, но о счетчиках нового образца не было и речи. Кроме того, внимательно прочитав паспорта счётчиков, я увидела, что срок их службы более 30 лет, а меня долго убеждали, что надо менять по истечении гарантийного срока. Долго-долго мы пытались отказаться от заказа, но они звонили несколько раз. В итоге они всё-таки отстали от нас, – рссказала она Metro.

Главная проблема состоит в том, что хоть на листовке они представляются как ЕЦР, сотрудники компании утверждают по телефону, что являются знакомым всем Государственным бюджетным учреждением "Единый информационно-расчётный центр" (ЕИРЦ) и указывают адрес ближайшего многофункционального центра, а не свой.

– Коммерческая компания "Единый центр расчёта" не является подведомственной организацией или контрагентом ГБУ "ЕИРЦ города Москвы", – заявили Metro в самом ГБУ ЕИРЦ. – Соответственно, "представляться" и действовать от имени ГБУ "ЕИРЦ города Москвы" указанная организация не имеет права.

Репортёр Metro связался с ЕЦР, представившись получателем листовки, чтобы узнать, насколько верны обвинения москвичей. Ответивший оператор подтвердил, что представляет ЕИРЦ:

– Я правильно понял, что вы – Единый информационный расчётный центр?

– Да, правильно.

– Это с Многофункциональным центром предоставления госуслуг связано?

– Да, с тем, который на Центросоюзном переулке, дом 13.

По мнению, президента российской ассоциации честных адвокатов Антона Матюшенко, уголовное дело в связи с такими звонками и угрозами завести нельзя, но обратиться в соответствующие органы для выяснения обстоятельств можно.

-Тут есть некое навязывание услуг, что запрещено по закону о защите Прав потребителей. Уголовную составляющую тут сложно найти, но вот неправильный способ привлечения клиентов тут на лицо. В этом плане существенные претензии к ним предъявить проблематично. Можно обратиться в прокуратуру, можно обратиться в Роспотребнадзор и там должны разобраться.

Коллега же Матюшенко – сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин считает, что в данных действиях вполне можно найти мошенническую схему и привлечь к уголовной ответственности.

-То, что они делают, с точки зрения закона о защите прав потребителя – является навязанной услугой. Но это самое минимальное, что они сотворили, это вообще в плоскости уголовного кодекса – мошенничество, – заявил Metro Егармин. –Они присваивают чужое имущество путём злоупотребления доверием. Они звонят и представляются другой организацией, к которой у вас доверие выше, чем к какой-либо другой коммерческой. Здесь есть последовательность событий, которая ведёт к тому, что конкретный гражданин вне своего желания и конкретных оснований вынужден расстаться с некоторой суммой денег. Здесь юристы не совсем правильно понимают. Что вас в итоге заставило произвести эти отношения? Это, по сути, злоупотребление доверием, то есть злоупотреблением доверия они заставили вас купить услугу. Если бы они не называли себя организацией, которая звучит громко, если бы они не рассказывали всякую неправду, что вам непременно надо купить услугу, вы бы не стали бы претворять их в жизнь.

Metro несколько раз звонило в ООО "Единый центр расчёта", но получить комментарий у руководства компании не смогло.