В рамках V Московской биеннале молодого искусства на территории готовящегося к сносу металлургического завода «Серп и Молот» открыли арт-парк «Символ», наполненный инсталляциями российских скульпторов и художников.

– Авторам было предложено поразмышлять на тему времени и воспоминаний, и вот что получилось, – рассказала Metro куратор проекта Елена Фадеева. – Это будет не временная выставка, а постоянная экспозиция, парк современной скульптуры, аналогов которому пока нет в Москве.

Елена выступила и в качестве художницы. Её совместная с Анастасией Никольской работа, как и многие в парке, создана из артефактов, найденных на территории «Серпа и Молота». Это выставленные в витрине лабораторные пробирки со стружкой и крошкой.

– Эта работа называется, как песня Дэвида Боуи, Ashes Тo Ashes – «Прах к праху». Это архив воспоминаний, материя, которую мы нашли в заброшенных цехах завода, – объяснила она. – Это остатки ежедневной жизни людей, которые работали там. Они напоминают, что даже колоссальные идеи не вечны и всё в итоге превращается в прах, но не нужно этого бояться, как сказал Боуи, прах к праху, а страх – трусливым.

А художники из команды Crocodile power использовали как артефакт для своей работы целую скульптуру, найденную на заводе: двух работающих сталеваров на постаменте с надписью «Отвага. Труд. Терпение». Металлических работяг окружили десятками рядов торчащих из земли красных труб и назвали инсталляцию «Лабиринт сталеваров».

– То, что скульптуру невозможно увидеть полностью ни с одной точки, напоминает о том, что мы, в частности молодые художники, которые росли уже не в СССР, не можем до конца обозреть прошлое, полностью увидеть, каким оно было, представляем себе лишь эфемерный образ.