Идея цикла родилась в стенах Исторического музея – на открытии выставки, посвящённой Первой мировой, выяснилось, что ещё в 1916-м начали создавать «Музей переживаемой войны», для которого прямо с фронта привозили трофеи, осколки снарядов и другие артефакты. Многое из того, что было собрано тогда, оказалось на выставке к 100-летию войны. Остальное приходилось десятилетиями откапывать на барахолках и выкупать у коллекционеров. 

Сейчас хранители музея также заботятся о будущем, пополняя фонды знаковыми вещами современности. Исторический музей согласился впустить корреспондента Metro в святая святых – фонды музея – и показать экспонаты 2000–2015 годов.

– Мы ХХI век комплектуем очень избирательно, поэтому пока коллекция небольшая. Выбираем то, что кажется показательным. Вот, например, это мы получили в дар недавно, – сказала корреспонденту Metro хранитель отдела керамики и стекла Елена Смирнова, показывая скульптуру, изображающую двух нефтяников за работой. – Композиция очень характерная для современности, называется «На буровой». Всё, что касается нефти, для нас признак времени.

В фондах также нашлась керамическая ваза в форме советского пакета молока. По словам музейщиков, ностальгия по СССР – ещё одна черта России ХХI века. В отделе металла, например, собрано несколько ностальгических скульптур Олега Закоморного. Их обнаружили на выставке современного искусства.

– Это воспоминания о его детстве. «Детский утренник» или «Не взяли»: стоит мальчишка, закутанный в мамкины шарфы, расстроенный, и держит в руках клюшку, – рассказала Metro глава отдела металла Людмила Дементьева. –  Ещё у нас летом будет выставка эмалей Ларисы Маховой. Её вещи тоже есть у нас в коллекции. А началась всё с того, что я купила у неё серьги, пришла в них на работу. 

Современные экспонаты собирают даже для коллекции лаковых шкатулок – как традиционные, федоскинские и палехские, так и фантазийные – например, огромный ларец, разрисованный по мотивам «Алисы» Льюиса Кэрролла, или чёрный портсигар, на котором перламутром выложена Царевна-лягушка.

– У нас не очень много средств, и в основном мы концентрируем свои силы на том, чтобы найти и сохранить объекты ХХ века. Промысел сейчас находится в сложной ситуации, и он может совсем исчезнуть, – объяснила хранительница. – Но о современных мы тоже не забываем, потому что лет через 50 они будут стоить уже в десятки раз больше.

Часть современных экспонатов дарят художники, чтобы оставить своё имя в веках, часть покупает музей, а какие-то остаются после современных выставок. Что-то из предметов XXI века уже можно найти в экспозиции музея, но основная коллекция увидит свет только в будущем, когда новое поколение хранителей будет рассказывать москвичам века XXII о том, как жили мы с вами.