– Господи! Свят-свят! – воскликнула пожилая женщина, проходя мимо дворика Музея Москвы. Прямо на неё с высоты пятиметрового столба глядела оцепеневшая девушка в чёрной одежде. Кудри и брючины развевались на ветру, но сама девушка замерла как статуя – только изредка моргала.

– Вы видели, что во дворе творится? – возбуждённо говорил в телефонную трубку мужчина неподалёку. – А если она грохнется сейчас?.. Ну смотрите, вам отвечать.

Так для Москвы началась IV Московская международная биеннале молодого искусства. Девушка на столбе – это столичная художница Ольга Кройтор, которая раньше эпатировала публику лёжа в стеклянном гробу, вкопанном в землю. Свой перформанс «Точка опоры» она устроила для членов жюри, которые во вторник осматривали работы конкурсантов.

Неподалёку от столба поселился немецкий художник Деннис Рудольф. Он содрал дёрн, натаскал песка на клумбу и поставил палатку. Тут он будет жить ближайшие четыре дня, жарить шашлыки на мангале и собирать деньги на свой масштабный проект – он хочет построить гигантские врата в ад и в рай в полузаброшенном американском городе Калифорния-Сити.

– Я хочу изобразить на одной стороне портреты потерянных в Калифорнии детей, а на другой – экипажа Челленджера. На грани между жизнью и смертью, понимаете?

Основная экспозиция «Время мечтать» откроется завтра, а по двору уже можно погулять.