Блогер Илья Варламов опубликовал в ЖЖ пост «Москве нужно больше мечетей». Фотограф предлагает решить сложности, возникающие из-за большого количества людей, совершающих намаз прямо на улице, — для этого достаточно возвести как можно больше молитвенных сооружений.

Он приводит приводит неофициальные данные — в городе 2 миллиона мусульман и всего четыре общедоступные мечети. Это, по его мнению, и приводит к столпотворению на Ураза-байрам и Курбан-байрам.

«Люди молятся на трамвайных путях, под полицейскими автобусами не потому, что им так нравится, а потому, что больше негде. Москва вынуждает людей совершать религиозные обряды в клумбах и среди припаркованных машин. Это просто унизительно», — пишет блогер.

Варламов считает, что условия для моления должны быть созданы для всех гостей города, в том числе, для приехавших на заработки.

Исламовед и доктор философских наук Александр Игнатенко в разговоре с Metro придерживается другого мнения и считает, что количество молящихся на улице мало связано с недостатком мечетей:

«Нет ни одной страны в мире, где мусульмане в дни больших праздников молились бы только под крышей. На протяжении всей истории они это делают на площадях, потому что мечети не могут вместить всех молящихся. Это касается, в том числе, таких стран как Иран, Пакистан и Саудовская Аравия, где мусульмане молятся с непокрытой головой в 45-градусную жару.

Московские власти делают всё, чтобы в дни больших мусульманских праздников были обеспечены условия для отправления коллективной молитвы. Например, мусульманам предлагаются стадионы, крытые ангары, которые могут вместить десятки тысяч молящихся. Много в этом направлении делает «Московский муфтият», который возглавляет Альберт Крганов. Они стопроцентно сотрудничают с московским правительством.

Но в Москве есть ещё один исламский центр — духовное управление мусульман Европейской части России, которое возглавляет глава советов муфтиев, мною уважаемый Рамиль Гайнутдин.
Это тот центр, который строит рядом с «Олимпийским» громадную мечеть. У них менее кооперативные отношения с московским правительством. Они тоже сотрудничают, но градус этого сотрудничества мог бы быть повыше. Конкретный пример: в прошлом году на Курбан-байрам московское правительство предлагало для коллективной молитвы «Лужники», что соответствовало бы обычаям, которые складываются в разных странах мира. Но центр отказался под предлогом, что там нечистое место. Вместо этого они устроили [молитву] вблизи мечети на «Проспекте мира». Это явилось одной из форм давления на московские власти, в том направлении, что в Москве не хватает мечетей.

Так что разговоры о том, что нужно строить больше молитвенных сооружений — в значительной степени спекуляция.

Есть ещё одна тема — даже если представить, что нужно строить для мусульман соответствующее количество мечетей, в это количество не должны включаться. Всё-таки необходимо в первую очередь обеспечивать права коренных москвичей. Строить сооружения для мигрантов, которые находятся в городе временно, нелегально и с неизвестными целями — неразумно».