Как долго можно находиться в виртуальной реальности?

Почти столько же, сколько и в обычной. Это может быть и несколько часов, и целый день. Например, у нас есть приложение Tilt Brush для трехмерного рисования в виртуальной реальности. К нам приходили разные художники, работали в VR целый день, по восемь часов, и не испытывали никаких проблем. Мнение, что в VR можно находиться недолго, связано с тем, что до недавнего времени технологические платформы были недостаточно быстрые, что создавало эффект укачивания.

Принцип действия VR довольно простой: вам на голову надевают устройство, которое отслеживает перемещение в пространстве так же, как ваше среднее ухо. Именно оно является центром равновесия. Есть два экрана, на которых меняется картинка в зависимости от того, как вы перемещаетесь. И если все быстро работает, и картинка меняется с той же скоростью, с которой реагирует организм, то никаких неприятных ощущений нет. Если картинка меняется с другой скоростью — вас может укачивать, как на машине или на пароходе. Вот простой житейский пример: машина едет вперёд, я двигаюсь вперед, но при этом я смотрю на переднее сиденье, а оно не двигается. Мозг начинает чувствовать несоответствие и срабатывает природный механизм защиты, и он подает следующий сигнал: «Мне кажется, у меня галлюцинации. Возможно, это отравленные фрукты и единственный способ облегчить состояние — очистить желудок прямо сейчас». Грубо говоря, именно так работает наша физиология, и эти знания учитывались при разработке технологий VR.

Но появились телефоны, которые чаще всего и используют для погружения в виртуальную реальность.

Сегодня обычный смартфон уже можно назвать полноценным VR-девайсом, хотя изначально он вообще не был для этого предназначен. Благодаря различным исследованиям и экспериментам мы выяснили, что если к смарфтону добавить два стекла и кусок картона, то его можно использовать как VR-устройство. Так появился Cardboard. Правда, мы рекомендуем использовать его для сессий не дольше одной минуты, поэтому специально на кардбордах нет ремешка на голову. Кардборды дают отличную возможность познакомиться с виртуальной реальностью, но если вы хотите проводить в ней больше времени, лучше использовать более высокотехнологичные гаджеты.

Наша платформа DayDream будет работать на специальных смартфонах, уже специально разработанных под VR. В продаже таких устройств пока нет, но я думаю, что в скором времени они появятся у многих производителей. Эти смартфоны будут отличаться специальным экраном, более точным гироскопом, а очки и контроллер будут выполнены точно не из картона. Эта система идеально подойдет для продолжительного нахождения в виртуальной реальности.

Какие возможности уже даёт человечеству VR? Особенно, если есть контроллер.

Контроллер — замечательная штука. Находясь в виртуальной реальности, вы можете держать в руке, что угодно: хотите — волшебную палочку, хотите — кисть для рисования, а можете и блины на сковородке переворачивать. Думаю, многие производители игр будут пользоваться этой платформой, а более широкое ее применение даст огромный простор для креативных и образовательных проектов. Это способ получить опыт и знания от первого лица. Чем лучше мы передаём опыт, тем более эффективно обучение, и виртуальная реальность в этом смысле, на наш взгляд, самый передовой способ. Например, наш проект Google Expeditions позволил школьникам в разных странах мира виртуально оказаться в самых неожиданных местах — от Мачу-Пикчу до подводных рифов или лаборатории ветеринара. Ученикам выдаются кардборды, а учитель проводит виртуальную экскурсию, контролируя процесс через планшет.

В каких ещё сферах используется VR?

Виртуальную реальность используют в медицине. Например, в борьбе с фобиями.

Как по вашему VR изменит нашу жизнь в перспективе, допустим, 20 лет?

В ближайшие 20 лет будет очень классно. Устройства станут маленькими и удобными, как обычные очки или линзы. Они будут органично совмещать и нашу реальность, и виртуальный мир. Ведь идея дополненной реальности заключается в том, что элементы цифрового мира больше не ограничиваются экранами, а располагаются в пространстве вокруг вас, как настоящие предметы. Это и позволяет вам взаимодействовать с ними на совершенно другом уровне. Кроме того, возможно, что в будущем мы откажемся от массы вещей вроде настенных часов, и это здорово: сейчас на их производство мы тратим огромные ресурсы, а по истечении какого-то времени все равно выкидываем. Вместо этого появится одно устройство, которое сможет виртуально воссоздавать многие предметы и вещи.

Виртуальная реальность позволит нам стать ближе друг к другу и мгновенно перемещаться в желаемое место, физически никуда не двигаясь. Я надеюсь, что лет через 10-20 мы с вами будем общаться не по телефону с постоянными перебоями, а сидя где-нибудь на вершине Эвереста или в другом не менее экзотическом месте. Виртуально, конечно.