– Это что, экскурсия какая-то? Дайте пройти, я тоже хочу послушать, – женщина в сером берете, орудуя локтями, уверенно продвигается вверх по Москворецкому мосту, к месту трагедии, оставляя позади себя менее расторопных людей с цветами.

– Здесь. Убили. Немцова, – чеканя слова и еле сдерживая себя, остановил её молодой человек с красными глазами.

К 10 часам субботнего утра на месте убийства было человек 150, которые окружили площадку, отведённую для возложения цветов. План-перехват уже отменён, но на подходе к месту трагедии всё равно проверяют сумки. Прошедшие досмотр попадают в центр полукруга, где видят фотографию Бориса Немцова, закрепленную на дорожном конусе. Рядом – икона Иисуса Христа. За ней – надпись “Без тебя весна не наступит” и “Я – Борис”. Перед конусом – цветы, ярким пятном выделяющиеся на фоне серого асфальта и редута из телекамер, которые практически полностью перекрыли доступ к месту со стороны Замоскворечья.

За полукругом из снимающих и сочувствующих – второй круг, оцепления. В него входят полицейские машины, служители закона и красно-белые ленты, зацепленные за фонарные столбы и расставленные ограждения. За вторым кругом – третий, состоящий из автозаков и входящих-выходящих из них людей в форме и штатском.

В 300 шагах от места убийства звучит весёлая музыка – ярмарка и ГУМ-каток работаю по расписанию. Впрочем, звуки музыки до места трагедии не долетают.

К месту возложения цветов непрерывно подходят люди. Кто-то крестится, кто-то просто недолго стоит, другие быстро проходят дальше. “На выходе” пришедших зазывают к себе на пару слов журналисты, которых пока явно больше, чем сочувствующих. Выходящие давать интервью не торопятся и уточняют, кому и про что будут говорить, манкируя недостаточно либеральные, по их мнению, СМИ.

– Убит ещё один боец, лидер, просто хороший человек, – рассказывает Metro сотрудница “Мемориала” Ольга Трусевич, которая попросила меня показать ей удостоверение. – Я знала Немцова не очень хорошо. Он всегда был весёлым, добрым, скромным, амбициозным и честным. Это, на мой взгляд, политическое убийство, которое не будет как нужно расследовано. В результате протестное движение обезглавлено.

“Убили хорошего человека”, “Политическое убийство”, “Провокация”, “Бизнес”, “Ярославские братки”, “А слышали версию про любовницу?” “Прямо у стен Кремля!” – над цветами, сложенными на спуске, стоит гул, состоящий из предположений, негодования и домыслов. Этот гул внезапно разбивает бой барабанов – к месту трагедии направляются двое буддистов, одетых в традиционные костюмы. Они проходят к цветам, зажигают благовония, коротко молятся и идут дальше.

– Считается, что душа человека, который неожиданно погиб, какое-то время всё ещё пребывает на месте смерти. Поэтому мы и пришли сюда – это не символическая акция, наши действия сакральны, имеют глубокое духовное значение. Важно, что люди собрались здесь. Дух Немцова сейчас чувствует духовное единство собравшихся и оттого ощущает мир. Важно не бросать человека одного в такой политической ситуации, – рассказал Metro буддист Тимур. – Сам я глубоко уважал Немцова. Он был очень прямолинейным политиком, не боялся действовать.

По дороге обратно стало очевидно, что число людей, пришедших попрощаться, как минимум удвоилось. При подходе к метро оказалось, что и сотрудники правоохранительных органов укрепили численный состав – автозаков стало ровно в два раза больше, на площади появился военный Тигр. Туристы, стекающиеся на Красную площадь, фотографировали хаммероподобную машину и неулыбчивых полицейских, удивлялись идущим от метро людям с цветами.

– А что случилось? – поинтересовался кто-то из прохожих у девушки с парой роз.

– Убит хороший, порядочный человек, – не поворачивая головы, ответила она. – Весны, говорят, не будет.

 Алексей, 28 лет, программист:

Убили честного человека. Это просто ******. 

Сергей, 36 лет, бизнесмен

Нет.... Больше нет такого.... такого хорошего человека. Я о нём знаю только из СМИ. Но очень переживал всегда - и за него, и за страну. Хоть политикой сам не занимался.

 

Андрей, 35, бизнесмен (фотографироваться отказался)

Это убийство похоже на провокацию, и для меня это, в первую очередь, большое потрясение и напряжение. Потому что люди начнут обвинять друг друга в том, чего сами не знают. Разделятся на правых и виноватых. А это всё уже порядком надоело...

Татьяна, 43 года, домохозяйка

Для меня это личная трагедия. Большая потеря близкого человека. Он был позитивным, активным, честным, порядочным. В политике таких, как он, больше нет. Я считаю, что его убила действующая власть. Но вы этого не напишете. 

 Никита, 27, художник (фотографироваться отказался)

Ужасная провокация – прямо под стенами Кремля. Кто вообще мог такое сделать? Ужасно потерять такого человека, как Немцов. Он был лидером, порядочным и честным человеком. Надеюсь, виновных скоро найдут.

Феликс, 43 года, буддийский монах

Он был лидером движения за свободу в России. Был также особым противником участия России в войне на Украине, что особенно важно для нас, нашей общины – ведь там живут наши братья. Он был определённо сильным лидером. Поэтому я пришёл сюда, почтить его память.