15 июля 1975 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз-19», пилотируемый Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Спустя семь с половиной часов в космос с мыса Канаверал отправился американский «Аполлон». На его борту находились Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.

– Освоение космоса Америкой и Советским Союзом в те годы шло по разработанному учёными этих стран собственному пути. Дальнейшие планы касались длительных орбитальных полётов. А там могли произойти всевозможные нештатные ситуации, – рассказал Metro ветеран космической отрасли Александр Карасёв, который в те годы занимался техническим обеспечением полёта.

По словам Александра, в связи с этим и было решено организовать экспериментальный полёт. Он мог показать, насколько способны окажутся космонавты другой страны помочь попавшим
в беду коллегам.

Перед инженерами поставили задачу создать стыковочный узел, который мог подойти и к нашему, и к американскому кораблю. Его назвали ЭПАС (эндрогенно-периферийный агрегат стыковки). А вся совместная программа ЭПАС расшифровывалась как экспериментальный полёт «Союз» – «Аполлон».

– Кто следил за  полётом?
– В СССР был ЦУП с центром в Калининграде (Московская область, сейчас Королёв). В США – центр в Хьюстоне. Кроме того, были задействованы корабли, входящие в состав Академии наук СССР. Флагманом был  «Космонавт Юрий Гагарин», построенный в Ленинграде.

В полёте были маленькие ЧП. На «Союзе» вышла из строя камера цветного изображения, у американцев открытию люков мешал кабель. Неполадки устранили, и 17 июля «Союз» и «Аполлон» состыковались на орбите, расстыковались 19 июля.

За  успешное выполнение полёта многих его участников премировали: космонавтов наградили орденами и медалями; тем, кто обеспечивал полёт, дали по лишнему окладу.