"Само отречение - уже огромное изменение. Бенедикт XVI - великий человек. Он предан традициям, но способен и на новые жесты", - с трудом скрывая эмоции заявил Metro Андреа Риккарди, министр экономического сотрудничесва, основатель общества Сант-Эдиджио и профессор истории в Институте Тор Вергата в Риме.

Что вы думаете о значении папства Бенедикта XVI для истории?

Он был великим Папой. Помню, когда его избрали, в СМИ обсуждали два возможных пути, которые лежали перед ним. Будучи наследником Иоанна Павла Второго, он мог завершить переход церкви в новую эпоху или заняться закреплением существующих традиций. В итоге - ни то, ни другое. Он замечательный пастырь, способный вести людей. Он вкладывает Слово божье в каждую свою речь. Бенедикт показал себя человеком традиции, который вместе с этим открыт новому.

Что стало причиной решения отречься от священного престола. Усталость или давление из Ватикана?

Его слова были достаточно ясными. Папа не ощущает себя, на самом деле не ощущает, способным управлять столь огромным кораблем как Вселенская церковь. Он не сдается, он лишь уверен, что церковь сможет найти достойных людей и духовные ресурсы, чтобы дать ответ нашей непростой эпохе. Это жест христианского смирения.

Как, по-вашему, отреагируют католики во всем мире на эту новость?

Удивление и тоска станут первой реакцией. И это естественно. Мы привыкли, что Папа оставляет престол со своей смертью. Позже придет осознание подлинного значения этого жеста.