Цитата

Антон Долин, кинокритик

«Я буду только рад, если на моих лекциях кто-то с кем-то познакомится».

Каждый день в Москве проходят десятки бесплатных лекций, семинаров и конференций самых разных направлений. Газета Metro выяснила, кто, куда и зачем ходит 

С тем, что ходить на лекции и мастер-классы стало модно, спорить трудно. Например, аккредитация на открытую лекцию «История кино XXI века» кинокритика Антона Долина в Doors to Hollywood Film Academy была закрыта за считаные минуты. Многие были готовы стоять и писали организаторам: «Ну можно хотя бы краем глаза попасть на лекцию?».
Сам  Долин уверен, что интерес к его персоне связан с тем, что его показывают по телевизору в шоу «Вечерний Ургант», а успех лекций как формата он объясняет кризисом системы образования в России – как среднего, так и высшего: 

– Старая советская система обветшала, а доверия к проводимым Минобром реформам нет. Как только люди начали понимать, что школа не даст полного комплекта необходимых для жизни знаний, а институт вообще ничего не гарантирует – ни работы, ни нормального диплома, который где-то будут уважать, они стали искать другие источники знаний.  

Но вообще мода на научно-популярный досуг – это мировая тенденция. Сложно сказать, когда именно этот тренд перешёл к нам. Но многие указывают точкой отсчёта 2010 год. Примерно в это время появился и сайт «Теории и практики», на котором можно следить за расписанием лекций и мастер-классов, проводимых в Москве и Санкт-Петербурге. Конечно, и доступность Интернета повлияла на эту моду. Можно заранее ознакомиться с тем, что это за курс, как ведёт его лектор, умеет ли он объяснять простыми словами сложные вещи, к тому же часто на сайтах лекториев есть видео.   

Дмитрий Шмелёв рассказал, что, когда начал заниматься фестивалем Geek Picnic, не верил, что наберётся полный лекторий, но с каждым годом людей приходило всё больше и больше. Наталия Горячева, бывший руководитель библиотеки курсов «Нетологии», утверждает, что начиная с 2014 года рынок начал перегреваться: 

– За выбор и время аудитории организаторам стало очень сложно бороться. В результате на бесплатные лекции доходит уже не 70–80%, а от силы 30–40% зарегистрировавшихся участников. Чтобы эту ситуацию изменить, грамотные организаторы вводят минимальную стоимость участия (300–600 рублей). Таким образом они делают число посетителей более предсказуемым и уберегают их от соблазна пойти на другое бесплатное событие.

Возникает вопрос: а зачем вообще организаторам проводить бесплатные лекции?  

– С экономической точки зрения это не всегда выгодно, – объясняет Дмитрий Шмелёв. – Бесплатная лекция – это реклама площадки и лекториев, чтобы люди потом пошли и на платные мероприятия.

Условно лекции можно разделить на две основные категории: для широкой аудитории и для специализированной. Если это профессиональная конференция или лекция признанного гуру отрасли, то приходят те, кто в этой сфере работает, хочет узнать что-то новое, познакомиться с коллегами по цеху, получить совет, полезные контакты и рекомендации. Широкая аудитория хочет просто расширить кругозор, познакомиться с новыми людьми или вдохновиться историями успеха.

По мнению Шмелёва, сейчас самые популярные темы: наука, технологии, искусство и путешествия. После кризиса в туристическом бизнесе люди решили сами в этом разобраться, поэтому так много мастер-классов, посвящённых тому, как организовать путешествие, как подешевле купить билет, забронировать отель и построить маршрут. 

На лекции ходят самые разные люди, но чаще всего молодые – от 18 до 35 лет. Перекоса в сторону женщин или мужчин тоже нет – 50 на 50. И причины у всех разные. Куратор лектория Политехнического музея Александра Хазина считает, что люди чаще всего ходят на конкретных лекторов и именно за знаниями. Например, аудитория Политеха очень любит геолога Александра Маркова и астронома Владимира Сургина. Но есть и другая версия. 

– Спид-дейтинг умирает, и люди начинают знакомиться на мероприятиях, – утверждает Шмелёв. 

Есть даже теория, что знания делают человека сексуальным. Антон Долин признаётся, что ему ужасно приятно быть передатчиком этой сексуальности:  

– Не только чьи-то знания делают человека сексуальным, но и сам процесс получения знаний тоже. Не зря женщины чаще всего влюбляются не в красивых мужчин, а в умных.