реклама
20 мая 2015

Количество погибших нелегалов в Средиземном море может достичь 30 тысяч человек

Трагедии в Средиземноморье привлекли внимание общественности к незаконной миграции. Metro исследует опасные маршруты и говорит с теми, кому удалось пересечь "финишную черту"

Популярная точка незаконных мигрантов в Италии, 2002 год

Популярная точка незаконных мигрантов в Италии, 2002 год

жанровое фото/Getty

Фото:

В Международной организации по миграции сообщили, что количество погибших нелегалов в Средиземном море может достичь 30 тысяч человек.

– Корень этой проблемы – нарушения прав человека, насилие и бедность, – считает Билл Фрелик, директор программы по правам беженцев в Human Rights Watch. – Необходимо сосредоточить внимание на разработке законов, которые помогут в урегулировании конфликтов и развитии этих стран. Страны транзита также нуждаются в поддержке, чтобы иметь возможность защитить мигрантов и помочь им поселиться там, где культурные ценности схожи с их собственными. Также необходимы законы, которые бы защитили мигрантов от похитителей, торговцев и других преступников, включая коррумпированных полицейских и пограничников.

Зиад Яноуди знает обо всех этих проблемах не понаслышке. 29-летний сириец бежал из национальной армии, чтобы пересечь Средиземное море, а затем поселиться в Бельгии. В разговоре с Metro Яноуди улыбается, но в его голосе ощущается серьёзность.

– Я проходил военную службу, и моя работа состояла в том, чтобы разгонять протестующих против Асада, – рассказывает он Metro. – Я отказался выполнять это распоряжение. После этого оставаться в Сирии было почти невозможно, и мы с женой бежали 10 дней через сёла и горы в Турцию, где живёт наш друг. Я думал, что пересечь Европу будет очень просто. Мы заплатили контрабандистам, чтобы они помогли нам добраться до Англии в кратчайшие сроки. Но они одурачили нас, и поездка заняла 30 дней с заключительной остановкой в Бельгии.

По словам Яноуди, такое долгое пребывание на судне было невыносимым.

– Контрабандист всё время скрывал нас в небольшой комнате внизу, порой даже в течение целого дня, – говорит он. – Мы ели консервы – хорошо, хоть это там было, – и с нетерпением ждали следующего глотка свежего воздуха.

Но если поездку Яноуди можно исчислять днями, то на путь Доита Фрю ушли годы. За прошедшие десять лет эфиопский журналист, теперь живущий в Норвегии, успел бежать со своей родины, дважды пересечь пустыню Сахара из Судана, был задержан в Ливии, откуда бежал во время ливийской войны, а потом был задержан на Мальте с женой и маленьким ребёнком.

– Я голодал, подвергался пыткам, был ограблен... Однажды я собирался спрыгнуть с грузовика в Сахаре, потому что думал, что умираю, – вспоминает 39-летний Фрю. – Я бежал от полиции и, покупая тюбик зубной пасты, думал, успею ли использовать его, прежде чем со мной произойдёт что-то плохое.

– Страх и неуверенность давали мне силу для продолжения этой незаконной поездки, несмотря на то что я никогда не гордился пересечением границ и осознавал опасности, с которыми мог столкнуться, – добавляет Фрю. – Теперь в Норвегии я очень счастлив, но всё ещё вижу дурные сны.
Сотрудники нескольких гуманитарных организаций, таких как Красный Крест, есть вдоль всех пунктов средиземноморского побережья Европы, в которые направляются мигранты. Они встречают мигрантов, оказывают им при необходимости медицинскую помощь, снабжают едой и питьевой водой.

– Мигранты подвергаются пыткам и насилию во время всех этих рискованных поездок, – говорит сотрудник гуманитарной миссии Красного Креста Лора Бестиенетто. – Один из оставшихся в живых после трагедии, которая произошла несколько недель назад в Средиземноморье, сказал нам, что нет никакого пути назад, в Ливию, поскольку «они» выгоняют людей на лодки под дулом пистолетов. За прошлую неделю в Сицилии и Калабрии итальянский Красный Крест обеспечил гуманитарной помощью более 7 тысяч человек, которые отбыли от берегов Ливии и были спасены итальянской береговой охраной.

Европейские правительства сейчас рассматривают меры по управлению этими потоками. ЕС, например, предлагает разрешить использование силы против контрабандистов, которые работают в Средиземноморье. Но эксперты полагают, что это только усложнит ситуацию. 

Metro побеседовало о проблеме миграции с двумя экспертами

Проблемы Америки

Билл Фрелик, директор программы по правам беженцев в организации “Хьюман Райтс Вотч”

- Очень много говорят о мигрантах в Средиземноморье. Но проблема есть и в Латинской Америке, как там обстоят дела?
- Согласно мексиканской статистике, число мигрантов, которых арестовывают в мексиканском штате Чьяпас, удвоилось с 14 612 (за первые два месяца 2014 года) до 28 862 (за первые два месяца 2015 года). США решили остановить этот непрекращающийся поток, оказывая давление на Мексику и другие центральноамериканские страны. Обама назвал эту ситуацию гуманитарным кризисом, а мексиканский президент Энрике Пенья Ньето объявил о плане Frontera Sur, который должен воспрепятствовать движению мигрантов на север через южную границу Мексики.

- С какими трудностями мигранты сталкиваются в конечном пункте?
- Бывает такое, что некоторые мигранты достигают конечного пункта своего маршрута, но получают отказ в предоставлении убежища от властей той или иной страны. Очень часто многие из этих нелегалов проводят длительное время в заключении, их устрашают дальнейшими преследованиями за поиски убежища. Также беженцам часто не предоставляют достаточно помощи для начала новой жизни и воссоединения с семьёй. 

«У многих людей нет выбора»

Элиса Де Пьери, исследователь команды ЕС Amnesty International

Почему люди отправляются по этим маршрутам?
У этих людей нет выбора. Многие мигранты и беженцы из Ливии оказались в ловушке, поскольку Египет и Тунис закрыли свои границы и ввели много ограничений на переходах границ. Контрабандисты, ополченцы или эксплуататоры-работодатели отняли документы у многих мигрантов, не давая им возможности пересечь границу на законных основаниях.

Как предотвратить гибель мигрантов?
Главное сейчас – отправить подходящие для спасения людей суда по линии миграционных маршрутов, особенно в 40 морских милях от Ливии, где большинство лодок терпит крушение. ЕС обязался увеличивать ресурсы для поиска и спасения людей. Сейчас пока рано говорить, будет ли этих мер достаточно... Европейские правительства должны увеличить число гуманитарных виз, а также мест для переселения. 

Последние новости

Самое популярное

Галереи и видео

реклама
реклама

Мы Вконтакте

Мы в Facebook

Новости партнеров

Loading...
реклама