«Гвоздём» экспозиции, начавшей свою работу 10 августа, стал оригинал знаменитой «Метательницы диска» авторства Елены Янсон-Манизер. Почти тридцать лет изваяние было скрыто от глаз петербуржцев.

–  В 1935 году на центральной аллее ЦПКиО им. С.М. Кирова были установлены три скульптуры, – рассказывает Metro куратор выставки Анна Иощенко. – Кроме «Метательницы» там появились «Гимнастка на буме» и «Танцовщица», моделью для которой стала балерина Галина Уланова. В 1980-е годы, когда шла реставрация парка, аллею ликвидировали и статуи убрали.

Долгие годы фигура спортсменки с диском находилась в фондах ЦПКиО, пока не было принято решение о её реставрации.

–       Восстановление удивительным образом закончилось как раз к началу нашей выставки, и парк дал нам прекрасную возможность представить посетителям этот шедевр. Он очень грамотно вписался в проект.

Когда «Метательница диска» и другие скульптуры смогут вернуться на аллеи Елагина острова, пока неизвестно. «Девушка на буме» сейчас также находится в фондах ЦПКиО, где ведётся её реставрация. «Танцовщица» же была передана на временное хранение в Вагановское училище.

– Парк является памятником федерального значения. Чтобы восстановить эту ныне заросшую аллею необходимо не только разработать проект, но и провести множество согласований, которые могут занять не один год, – пояснили Metro в пресс-службе ЦПКиО.

Анна Иощенко отметила, что сложности с возвращением скульптур в парки и на улицы города зачастую возникают также из-за проблемы вандализма. Так, например, скульптуры «Материнство» и «Утро» из Александровского парка на Петроградской стороне пришлось перевезти на территорию Музея городской скульптуры.

Последний памятник в Ленинграде

Выставка «Женщины в стране Советов. Монументальная скульптура Ленинграда» рассказывает не только о так называемой «символической скульптуре» – памятниках-образах, но и о памятниках выдающимся женщинам в истории России и Петербурга-Ленинграда.

–    Интересна история памятника Анне Ахматовой на улице Восстания, – говорит Анна. – Так получилось, что он оказался последним, установленным в Ленинграде. Скульптуру открыли 2 сентября 1991 года, а наш город переименовали в Санкт-Петербург 6 сентября.

К юбилею 8 марта

Куратор выставки также добавила, что в этом году исполняется 50 лет с того дня, как 8 марта стало государственным праздником.

– Мы решили, что это был бы интересный повод. Монументальная скульптура рассказывает о том, как люди в то или иное время представляли женщину. В целом, проект рассказывает не только о скульптуре, но и о том, как памятники бытовали в Петербурге. В этом нам очень помогает Центральный архив кинофотодокументов, предоставляя свои уникальные материалы, - отметила Анна Иощенко.