Ваш фильм "Люси" строится вокруг идеи, что люди используют возможности своего мозга только на 10 процентов. Вы сами пытались как-то работать над собой, чтобы использовать его эффективней, чем другие?

Лучше, чем другие – нет. Я думаю, что есть очень хорошая игра, когда каждый день ты стараешься стать лучше, чем ты был вчера. В неё здорово играть с самим собой. 

Есть у вас какой-то рецепт, как стать лучше?

Нужно просто пробовать, пытаться становиться лучше. Время от времени мы все всегда совершаем ошибки, ведём себя плохо. Нужно осознать это, принять и сказать себе: "Окей, я был плохим" и попытаться исправиться, изменить эту ситуацию. Мне кажется, это та философия, которая лежит в основе всех религий. Все они говорят: ты должен хорошо себя вести, должен с любовью относиться к другим. И все эти постулаты объединяются в этой игре, когда с каждым завтра ты становишься лучше. 

Как вы думаете, есть в мире люди, которые используют свой мозг больше, чем на сто процентов?

Знаете, интеллект – удивительная вещь. Есть профессора, учёные вроде Эйнштейна. Все мы их очень уважаем и восхищаемся их знаниями. Но иногда бывает по-другому. Пару лет назад я встретил парня в окрестностях Парижа. Здоровый чёрный парень, который только что вышел из тюрьмы. Его жизнь началась ужасно. Мы сказали: "Окей, пойдём с нами. Мы подучим его немножко". И сейчас он стал актёром. Эволюция этого парня от того, каким я его встретил, до того, каким он стал сегодня – просто фантастическая. И она восхищает меня больше, чем открытия Эйнштейна, который нашёл ещё одну новую теорию, которую я всё равно не пойму никогда. У каждого человека есть возможность попробовать себя, попытаться эволюционировать над самим собой. Нужно только чья-то рука, чья-то улыбка, пара добрых слов. Я посмотрел на того парня – Мамаду – по-другому, так как на него до этого не смотрели. Я не осуждал его, я просто дал ему понять, что его прошлое уже случилось, а будущее полностью зависит от него самого. И очень быстро он полностью изменился. У нас во Франции есть одна пословица – мы говорим, что не надо трясти дерево, чтобы с него упали яблоки: когда плоды созреют, они сами упадут.

Кстати, Морган Фриман выглядит как человек, который использует мозг эффективней, чем остальные.

Ему очень интересна тема изучения человеческого мозга и он был невероятно увлечён съёмками. Когда я заговорил с ним о фильме, он сразу же согласился. Я тогда сказал ему: "Морган, может тебе лучше подождать немного и всё-таки прочитать сценарий". Он погрузился в фильм полностью и знал весь сценарий наизусть. 

Сам он умный человек?

Он умный и очень образованный. 

В конце фильма Люси начинает использовать свой мозг на 100% и фактически становится богом. Как вы считаете, Иисус тоже использовал разум полностью?

Нет.

Вы говорили, что вы не религиозный человек, но ассоциация с Христом всё равно возникает.

Дело в том, что это лежит в основе любой религии. Вот уже две тысячи лет мы говорим о том, кого никто не видел и кто везде. Именно эта идея стоит за кадром, когда Люси протягивает палец и дотрагивается до пальца первой Люси (так учёные назвали останки самого древнего австралопитека, который нашли в Эфиопии. По сути, это имя первого человека с научной точки зрения, – Прим. Ред.). Как на фреске Микеланджело в Ватикане. Она передала первой женщине все знания, которые получила. В каком-то смысле Люси – действительно Бог.

Есть одна мысль, которую я хотел вставить в фильм, но не смог: когда мы чего-то не знаем, нам очень приятно думать, что есть кто-то, кто это знает. Это и есть определение Бога. Я не знаю, но уж он-то знает!

В этом фильме в отличии от других ваших картин, нет ни любовной линии, ни смешных моментов. Нигде не смеёшься и даже не улыбаешься.

Почему? Есть немножко. Когда она спрашивает таксиста, говорит ли он по-английски, тот отвечает "нет" и Люси – бдыщ! – стреляет в него (смеётся).

Когда разум Люси начинает приближаться к божественному, в её жизни не остаётся места для эмоций. Она ничего не чувствует. Неужели это значит, что в прекрасном высокоинтеллектуальном будущем не будет места ни для любви, ни для радости, ни для смеха?

Да, так и есть.

Но это же так грустно.

Да, это печально. В этом-то и есть прелесть того, чтобы быть человеком, а не Богом. Очень скучно быть богом. Пока мы люди, мы смеёмся, кричим, любим, дурачимся, и это существование полно жизни! Но, знаете, в первом кадре клетка делится на две. И в этом и есть вся суть фильма. Я знаю это и делюсь этим с другим. Фильм, в сущности о том, что клетка ли ты, человек ли, но ты должен делиться своими знаниями. Течение жизни в этом и состоит: ты узнаёшь что-то – ты передаёшь это другому. Вот для чего мы здесь. И раз мы уже поняли, для чего мы здесь, надо повеселиться! В принципе, если бы мы использовали наш мозг на пару процентов эффективней, было бы здорово, но я никогда бы не пожелал, чтобы человечество достигло таких высот. Там наверняка очень, очень холодно и вообще не интересно.