В картине «Ночные стражи», которая выйдет в широкий прокат 25 августа, Леонид Ярмольник играет майора Гамаюна, руководителя тайного отдела полиции «Н», борющегося в российской столице с разного рода нечистью. Перед приходом гостя мы расселись в редакционной переговорной, натянув на себя маски разных монстров и разложив между угощениями чеснок. Испугать актёра не получилось, разве что немного удивить.

– Вы что здесь с ночи сидите? – спросил с улыбкой Ярмольник. И продолжил, поглядывая на чеснок. – Вот это очень кстати, а то я в самолёте немного простыл.

Мы заодно поинтересовались, каким классом обычно летает наш звёздный гость.

– Я летаю бизнес-классом, когда по работе, а когда по семейным обстоятельствам, но сильно не заморачиваюсь, – ответил Ярмольник. – Бизнес-класс носит очень формальный характер – ты платишь лишь за то, чтобы все знали, что ты платишь в три раза дороже.

Леонид Ярмольник снимается нечасто, как он сам шутит, раз в 10 лет:

– У меня есть какой-то кредит доверия от зрителей, и я осторожно выбираю картины. У меня уже нет такой жадности сниматься в кино, которая была в молодости. Вот тогда с Сашей Абдуловым мы снимались во всём и по три раза в день. Хотелось работать как станок. Сейчас по-другому. Я не снимаюсь только из-за страха, что не дай бог меня завтра сотрудники ГИБДД перестанут узнавать. Шучу, но, вообще, это главный показатель в нашей стране: если полицейские узнают, значит, у тебя дела идут хорошо.

После «Ночных стражей» полицейские явно будут любить Ярмольника за его бесстрашного майора ещё больше.

– Это для меня новый жанр. Такая сказка-притча. Наш фильм – молодёжная картина, снятая на языке и с тем юмором, которые свойственны молодёжи, для меня это от 15 до 35 лет, – рассказал Леонид Ярмольник. – Вообще, считаю, что «Ночные стражи» – это подарок нашей творческой группы Москве ко Дню города. Почему? Потому что в Москве невероятное количество упырей живёт, самое большое скопление, если не на планете, то на территории Российской Федерации. Причём самого разного толка и из разных социальных слоёв – от чиновников до мигрантов.

– Но в 2014 году вы и сами чуть было не стали чиновником, когда баллотировались в Московскую гордуму, – напомнила редактор отдела «Город» Дарья Буянова.

– Я собирался туда попасть, чтобы «разрушить это изнутри», – смеётся Ярмольник. – Я провёл более 300 встреч с жителями и проиграл 1% директору поликлиники. И сейчас счастлив, что не попал. Я вам обещаю, что политикой больше заниматься не буду.

Во время беседы мы рассказали Леониду Исааковичу, как однажды проводили эксперимент – загримировались под зомби и гуляли по столице. Но окружающие особого внимания на нас не обращали.

– Это американизация нашего общества, – отреагировал на историю актёр. – В Америке же каждый может делать всё, что хочет. Ну идёт по улице голый – и пусть идёт, это его личное дело. Кстати, вспомнил, как я на спор на втором курсе перебегал Калининский проспект (сейчас – Новый Арбат. – Прим. ред .). Суть спора была простая – артист должен мочь всё. При пяти свидетелях в половине одиннадцатого вечера летом я пробежал голый и заработал бутылку коньяка.

Неординарных поступков  потребовала от Ярмольника и картина «Ночные стражи». Во-первых, ему пришлось побриться налысо. Во-вторых, выступая одним из продюсеров фильма, ему пришлось добиться разрешения на съёмку в метрополитене. А это удаётся не всем. Рассказывая про своё умение договариваться, Леонид Ярмольник вспомнил картину «Стиляги», где он тоже был одним из продюсеров:

– Фильм «Стиляги» многие называют одной из лучших отечественных лент за последние 25 лет, а уникальна она тем, что я добился, чтобы была перекрыта улица Горького (старое название Тверской. – Прим. ред .). Это было почти нереально. Я не мог добиться встречи с Лужковым. Но, как талантливый продюсер, (смеётся) я нашёл ход – всё решил через Елену Батурину. Она сказала мужу, что ради этой картины нужно перекрыть центр.

Что же касается метро, то в обычной жизни Ярмольник в подземку давно не спускался.

– Я обожаю автомобили. У меня машина с 1976 года – года, когда я закончил Щукинское, – объяснил он. – У меня тогда было 800 рублей, которые я заработал летом, остальные взял взаймы и отдавал потом 5 лет. Купил «копейку» за
5 500 рублей. Купил по карточке ветерана Великой Отечественной войны, это была карточка Наума Львовича Раснора, нашего аккомпаниатора в Щукинском училище.

Когда Ярмольник вспоминал молодые годы, речь зашла и про его знаменитую пантомиму «Цыплёнок табака». 

– «Цыплёнок» будет получше всего, что сейчас снимают в комедийном жанре, – сказал гость. – Ведь это коротко, понятно и смешно.

– А вы давно его в последний раз показывали? – поинтересовалась наш главный редактор Анна Сирота.

– Я вообще его делал один только раз – в программе «Вокруг смеха», а потом уже им деньги зарабатывал. И сегодня приду покажу – копите деньги. ( Смеётся ). Такие интермедии делают все студенты Щукинского училища, просто я это вынес на всеобщий суд. А вообще, у меня самое лучшее в этом жанре – «Гриф».

Около двух часов Леонид Исаакович рассказывал байки из жизни и творчества, травил анекдоты и обсуждал злободневные темы. Когда встреча подходила к концу, наш редакционный «Ярмольник» Михаил Нешевец попросил гостя с ним сфотографироваться.

– Мне часто говорят, что я похож на Ярмольника, хочу на снимке показать, так ли это, – сказал Михаил.

– Это вас, наверное, хотят обидеть, – тут же сказал Ярмольник. – У вас большие красивые глаза. Моя тёща покойная всегда говорила, обращаясь к дочке: «А у нашей Саши глаза, как у папы – как у ёжика».  

                       Уиллис из Мытищ и талантливый внук Олега Янковского

Сюжет «Ночных стражей» начинается с того, как обычный курьер (Иван Янковский) случайно становится свидетелем зачистки нечисти. В итоге парень попадает в отдел Гамаюна. Своего молодого напарника Леонид Ярмольник засыпал комплиментами.

– Много лет мы были друзьями с Олегом Янковским, и Ваню я помню ещё с того времени, как он маленьким бегал у бассейна, приезжая с дедом к нам, – поделился воспоминаниями актёр. – Филипп (Янковский) похож на отца, но, по-моему мнению, Ваня – копия Олега Ивановича. Если мне чего-то в жизни не хватило, то это работ с Олегом. Хоть мы много лет дружили, вместе снимались всего пару раз. Олег был уникальным артистом с точки зрения ответственности, вкуса, знания, что делать и не делать. Ваня его в этом напоминает. И он талантлив, как и дед.

Что касается своего героя, то Ярмольник его уже окрестил «мытищинским Брюсом  Уиллисом». 

– Мы решили, что мой персонаж будет лысым не для того, чтобы быть оригинальным, скорее, наоборот, – сказал наш гость. – Сейчас лысых очень много, сегодня это модно. Когда меня побрили, я понял, что это отчасти и Нагиев, и какие-то наши бизнесмены. Больше всего моя лысина нравилась внуку Пете, он постоянно гладил меня по голове. 

Когда речь зашла про причёски, Ярмольник вспомнил, как в 1999 году, когда Алексей Герман затевал «Трудно быть богом», он заставил актёра подписать контракт, в котором отдельным пунктом было прописано, что артист обязан по требованию режиссёра как угодно постричься:

– У Германа было ощущение, что если я налысо побреюсь, то моя личная жизнь закончится. Снимали мы долго. И вот наступил день финальной сцены. Собралась вся группа, и Герман сказал: «Наступил тот момент, когда мы хотим тебя постричь». Мы с Наташей гримёром тут же вышли, через 10–15 минут вернулись. Гробовая тишина. Герман пристально так смотрит: «А может, и не надо было...» 

                          Мысли вслух: "Всю жизнь хотел сыграть Хлестакова"

«Если с культурой всё нормально , если у людей есть вкус, чувство юмора, желание что-то изучать – значит со здоровьем общества всё хорошо. В последние лет 15–20 я считаю, мы очень больны. Бесконечный ширпотреб, сериалы испортили вкус. Самое страшное: виноваты не зрители, а создатели, которые идут на поводу у зрителей и гонят некачественный продукт ради денежной выгоды».

«Читая хорошую книгу и смотря хорошее кино, человек должен уставать. Усталостью я называю момент сопереживания и соучастия. А сегодняшнее кино не заставляет тебя тратить нервную энергию».

«Нас отравили американским кино , какой бы американский фильм сейчас ни выходил в параллель с российским любого уровня, американский всё равно отнимает зрителя. И это из-за бездарности и отсутствия элементарного патриотизма со стороны нашего зрителя, который считает, раз американское – значит, оно априори круче».

«Формально меня всю жизнь учили играть, а Герман потратил много сил и времени, чтобы отучить от этого. Ему нужны были мои собственные реакции. У него со всеми так было. Я очень удивлялся, что Герман меня, клоуна, на пробы позвал. Потом я понял, что он вообще всегда брал клоунов и делал из них великих. Это я не про себя. Никулин же просто фантастический в картине «Двадцать дней без войны», какая там Гурченко, а какой Ролан Быков в «Проверке на дорогах».

«Моими кумирами навсегда останутся Евстигнеев, Гриценко, Яковлев, Ульянов. Позже в мою жизнь пришли Де Ниро, Аль Пачино».

«Для творческой профессии самое важное постоянно быть студентом и каждый раз учиться. Вот я сейчас согласился сниматься у латвийского режиссёра Евгения Пашкевича. Его «Гольфстрим под айсбергом» не так давно от Латвии на «Оскар» выдвигался. Вот согласился я и теперь плохо сплю, потому что три раза прочёл сценарий и пока не понимаю, как это играть... Я думаю, сомнения – это вообще главное качество художника. Нужно всегда пробовать, ошибаться».

«Знаете какой у Иньярриту любимый фильм за последние годы? Это «Трудно быть богом». И в его оскароносном «Выжившем» многие кадры, способ съёмки очень похожи на Германа».

«Я счастливый и актёр, и человек. Но есть роли, которые не удалось реализовать. Я всю жизнь хотел сыграть Хлестакова. И Гайдай снимал, и Газаров, но никого я не заинтересовал. Считаю, я был бы лучшим Хлестаковым. Но, увы, время ушло».

«Последний раз меня Ксюша (жена. – Прим.ред. ) хвалила за то, что не забыл купить лекарства в аптеке. Шучу. Последний раз хвалила за спектакль «И снова с наступающим», который мы играем с Колей Фоменко вот уже почти год».

«Мы живём на даче 30 лет круглогодично. За нашими тремя собаками следит специальный человек. А мне доверяют всё, что связано с дровами. Растапливаю камин, сауну готовлю. Вообще, я слежу за тем, чтобы в доме всё работало». 

«Я не готовлю. Помню, Ксюша куда-то уехала, а я приболел. Когда болею, я могу есть только варёную курицу. Мне пришлось самому готовить. В итоге сварил курицу вместе с целлофановым пакетом».

«С возрастом аппетит становится меньше. Я ем два раза, утром – творог и кофе, вечером, часов в 5–6, поем ещё что-то и всё. Я считаю, что нельзя ничего резко менять, нужно жить в том режиме, в котором привык организм. Я, к примеру, могу вечером выпить немного, хотя жена ругает. Но я по-другому не могу. Олег Иванович Янковский меня научил, вечером я должен всегда свои 100–150 граммов виски со льдом выпить. У меня от этого появляется ощущение мирного неба, хорошей политической обстановки, порядка в доме... Спать ложусь по-разному. В зависимости от того, сколько у нас золотых медалей. В этом смысле я очень спортивный человек – болеть я умею». 

 

                                                        Кодекс борца с тёмной силой

Поговорив про кино, мы решили протестировать нашего гостя на знание всех тонкостей борьбы с нечистью, а заодно и сами закрепили пройденный материал.

1. На какой станции метро больше всего нечисти?  

а) «Чертановская»

б) «Битцевский парк»

в) «Комсомольская»

«На «Комсомольской», – не дослушав варианты ответов, выпалил актёр.

2. Самое действенное оружие против вампиров? 

а) Нецензурная брань

б) Чеснок

в) Осиновый кол

«Чеснок, осиновый кол – всё это смешно, а если серьёзно, то нужна хорошо отрегулированная судебная система». 

3. Как распознать современного вампира на улице?

а) Он в летний день в плаще и солнечных очках.

б) Он слишком много говорит и ругается.

в) Он весь увешан крестами.

«Если бы это было так просто. В этом вся и проблема, что он ничем не отличается от обычных людей. Упыри маскируются под обычных людей. Узнать их можно только по поступкам. Видишь, что человек обидел женщину или нагрубил старику, или едет без билета в метро, надо ему сразу чесноком в лицо».   

4. Почему современный борец с нечистью должен быть лысым?

а) Потому что Брюс Уиллис лысый

б) Потому что Нагиев лысый

в) Чтобы нечисть не  могла схватить за хвост

«Чтобы не тратить время на сушку волос. Кстати, это правда было бы удобно».   

5. Самые опасные монстры.

а) Русалки

б) Вампиры

в) Оборотни

«Русалки симпатичные, лучше с ними иметь дело».  

6. Чем можно заменить осиновый кол? 

а) Зонтом

б ) Деревянной линейкой 

в) Циркулем

«Пулемётом?»

7. Какой песней можно отпугнуть нечисть?

а) Тимати «Давай, до свиданья»

б) «Сектор Газа» – Меня укусил вампир

в) Любой песней Джастина Бибера

«Я шагаю по Москве». Понимаете, мой персонаж из битловских времён. Когда он волнуется, насвистывает. Я поначалу насвистывал Jesus Christ. В фильме есть сцена, где я расстреливаю упырей из пулемёта. И кому-то пришла в голову мысль, что я должен это делать под песню «Я шагаю по Москве». И тут я понял, что и насвистывать буду эту же песню. Это мой привет и низкий поклон Никите Михалкову! В шестидесятые упырей было меньше».   

8. Что делать, если ты встретил вампира?  

а) Притвориться мёртвым

б) Натереть шею чесноком 

в) Познакомиться

«Нужно постараться познакомиться, а потом сдать его органам правопорядка».