Фотожурналист Владимир Песня стал победителем престижнейшего конкурса World Press Photo. Судьи оценили его спортивную фотоисторию о дворовом хоккее в Ветлуге, небольшом городе в Нижегородской области. Ветлужане проводят игры прямо под открытым небом на старой деревянной ледовой коробке. Cпортсмены любители сохраняют сложившуюся ещё в советские времена традицию брать клюшки и выходить на лёд, как только ударят морозы. Владимир Песня показал эту традицию всему миру и рассказал Metro о том, как прошли игры.  

Ещё по теме: Два русских фотографа стали лауреатами престижной премии World Press Photo

- Почему вы решили снимать хоккей? И почему именно в Ветлуге?
- Народным хоккеем меня заразил мой бывший коллега по газете "Спорт экспресс" Дмитрий Крюков, он, наверное, лучший знаток этой темы в стране. Я стал ездить с ним в Подмосковье, в другие места, и вот доехали до Ветлуги. Это в Нижегородской областb, но достаточно далеко от Нижнего, на границе с Вологодской областью. Мы туда приехали, и я снимал не только матч, но и вообще жизнь в городе. Познакомился там с разными людьми: от хоккеистов до главы города, к которому мы в гости ходили.

- Вы специально на матч приехали?
- Поездку подгадал, разумеется, специально под игру. В тот день играли две ветлужские команды. Сначала юниоры состязались с поселком Шаранга, а вечером играла их главная команда против Тоншаево.

- На открывающем снимке серии тренер расчищает поле?
- Да. В день игры выпал снег. И тренер в одиночку пошёл, никого не было, только перед началом матчей ему помогли.

(Всю серию снимков можно посмотреть в материале: Капитан ХК "Ветлуга" со снимков лауреата World Press Photo рассказал, как создавалась история)

- Почему вы решили сделать чёрно-белый вариант фотосъёмки?
- Изначально снимал в цвете. Cовременную цифровую камеру, конечно, сразу можно выставить на чёрно-белый режим изображения, но при этом можно потерять часть информации. Когда стал снимать, понял, что итоговая серия будет чёрно-белая, потому что там очень разные условия для съёмки днём и ночью. Ставить в серию столь разные по характеру освещения фотографии практически невозможно. Поэтому я изначально был настроен на окончательное чёрно-белое решение. Ну и третий, вспомогательный момент: когда цвет исключается из фотографии, она приобретает более драматичный характер.

- Что самое важное в фотоистории?
- В серии в моём понимании не обязательно должны быть суперснимки. Для меня, и я думаю что для большинства занимающихся фотографией, более ценен нарратив, повествование. Конечно, в первую очередь фотографии должны быть хорошими, а во вторую, правильно построены. Иногда из истории выбрасывается более интересная фотография, потому что она мешает её воспринимать, как хотелось тому, кто её складывал. Причём из одних и тех же фотографий разные люди могут сложить разные истории. Мне нравится открывающийся снимок, потому что он задаёт тон этой истории. И заключительный в этой серии, потому что, когда этот момент произошёл, я понял, что история складывается. Это момент, когда заходит болельщик и начинает говорить команде, что она не очень удачно играет. Это был перерыв в матче. Он очень эмоционально им высказывал, что они не должны так плохо играть перед своими зрителями. И персонажи эти немножко опечаленные результатом игры. Команда проиграла тот матч, хотя потом успешно сыграла в других. Дело в том, что их соперники из Тоншаева реально сильнее, там несколько игроков, которые поиграли когда-то в профессиональный хоккей. Но потом ветлужане сократили отрыв, достойно сыграли с ними.

- А это был матч из какой-то серии?
- Там проводится чемпионат северных районов Нижегородской области. Это региональная лига, таких много. Дальше никто никуда не проходит, потому что это уже вопрос финансовый. Ну, и команда играет в своей лиге постоянно, все друг друга знают.

- А игроки какого возраста играют в команде "Ветлуга"?
- Совершенно разного. Самый младший - это вратарь, на тот момент ему было 16, учился в школе. Он изображён собирающимся на матч. А самый старший - это их тренер Евгений Соловьев. Он и игроком является. Тогда ему 50 лет было.

- А каким игроком он является, нападающим?
- Он нападающий, но поскольку там играют не такие большие команды, как в КХЛ, не по 30 человек в команде, поэтому на площадке все разные функции выполняют, ну, кроме вратаря. Вратарь - есть вратарь.

- А как вам другие снимки из спортивной категории, которые судьи World Press Photo тоже поставили на призовые места?
- Судьи разделили: в одиночных кадрах победил спорт профессиональный, драматические моменты серьезных соревнований, где в одном фото всё концентрируется. А в категории историй они выбрали снимки, в которых рассказывается о людях. На самом деле, все три истории похожи на мой взгляд - моя и две про Африку.

- А как вам снимок-победитель, с беженцами?
- Тот снимок Ричардсона, который занял первое место, очень удачный. Он практически сразу стал иконой, потому что в нём всё отсылает к средним векам, к иконописи. Там есть трагедия, но она не на поверхности, там нет крови или фрагментов тел. Там есть надежда: он и называется "Новая надежда", с аллюзией на знаменитую сагу "Звёздные войны". На снимке ребёнок через проволоку уходит в новый мир, возможно, к лучшей жизни. Поэтому выбор главного снимка в этом году, на мой взгляд, максимально точен.