Большинство из нас до сих пор не задумывается над тем, что работодатели при рассмотрении кандидатуры на многие должности не только читают резюме и проводят собеседования, но и активно мониторят соцсети, изучая странички потенциальных работников в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и Facebook. И причиной отказа могут стать совершенно неожиданные нюансы. Как почистить свои профайлы, советуют эксперты.

№1: ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЁЖКЕ

Главная страница – ваша витрина. Ей нужно уделить максимум внимания, и начать следует с основной фотографии. Идеально – вы в деловом костюме или за работой, говорит Татьяна Новикова, консультант практики «Строительство и недвижимость» в Hays. Нет таких фото? Тогда берите просто красивый портрет, лучше – где вы улыбаетесь. Фото в купальнике уберите в подборку «Я на море».

– Просмотрите и все альбомы со студенческих времён, в том числе фотографии, на которых вы отмечены, – продолжает Екатерина Скляренко из HeadHunter. – И удалите всё, что показывает вас не с лучшей стороны. Или закройте для просмотра.

– В моей карьере были случаи, когда фото кардинально меняло отношение к кандидату, – вспоминает Новикова. – На позицию директора по региональным продажам в крупную компанию, производителя строительных материалов, мной был представлен кандидат из региона. Резюме у кандидата было впечатляющим – стабильный, хороший профессиональный и карьерный рост, рекомендателями выступали владельцы компаний. При этом с кандидатом даже не захотели встречаться! Я недоумевала, важно было понять – что не так, как скорректировать поиск. В итоге я попросила Директора по персоналу подробнее пообщаться по вакансии и кандидатам. В итоге выяснилось, что этот кандидат очень заинтересовал компанию, HR посмотрел его аккаунт в социальных сетях. А там все фотографии со спиртным и в весьма вальяжном виде. Это и стало причиной того, что с кандидатом не захотели встречаться.

№2: ОФИЦИОЗ

Просмотрите ФИО и основную информацию, которую сразу видят в вашем профайле.

– Работодатель не оценит «Милую лисичку» или «Знойную Лолу», – отмечает Татьяна Новикова. 

№3: ГДЕ ЛОГИКА

Причешите послужной список на странице. Уберите любые противоречия между указанными данными и резюме, которое вы собираетесь рассылать. И систематизируйте информацию.

– В первую очередь, работодатели, изучая кандидата в социальных сетях, хотят понять, что он представляет из себя как личность (смотрят на интересы, увлечения, личные фото) – это важно для 98% компаний, – отмечает Скляренко. – В то же время, 44% стараются найти там недостающую в резюме информацию (лента активности, профессиональные контакты), а 25% проверяют достоверность сведений из резюме.
 
№4: ТОВАР ЛИЦОМ

Неплохая стратегия – зарегистрироваться в группах, посвящённых вашим профессиональным интересам, считает Екатерина Жданова, глава отдела оценки и развития персонала в «Связном».

– Добавьте в друзья людей, известных в сообществах, – говорит она. – Они и сами смогут вас порекомендовать. С этим же помогут и однокашники из вуза.

№5: ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ

Постите на странице и комментируйте темы, которые связаны с вашей профессиональной деятельностью. Плюс заранее посмотрите, какие ценности разделяет ваш работодатель.

– Хорошо иметь на странице что-то, что вас объединяет, – объясняет Новикова.

№6: ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ


При помощи соцсетей можно и напрямую выйти на работодателя, уверяет Жданова.

– Cкажем, свяжитесь с руководителем отдела, который ищет себе сотрудника, – рассказывает он. – В этом случае вы минуете несколько этапов первичного отбора, которые пришлось бы проходить при "классической" процедуре общения с работодателем. Это в первую очередь имеет смысл, если человек является представителем редкой специальности или топ-менеджером. Подходящих вакансий для таких людей совсем немного, а информация, направленная потенциальному работодателю на перспективу, вполне может помочь (обычно HR-специалисты сохраняют такие резюме в отдельную папку и прибегают к ним при возникновении необходимости). Другой вопрос, что такое трудоустройство может быть очень небыстрым.

№7: НАС МНОГО И МЫ...

Число подписчиков на странице также важно. Если вы человек публичной профессии, то чем больше – тем лучше.

– Если же вы госслужащий или работаете на закрытом оборонном предприятии, масса подписчиков и активная жизнь в социальных сетях может смутить вашего будущего работодателя, – предупреждает Скляренко.

№8: БУДЬ СОБОЙ

– Основной совет, который хочется дать: в любом случае нужно оставаться собой. Конечно, стоит избегать острых и провокационных ситуаций, но при этом нельзя полностью скрывать собственное я. Ведь именно за это вы как раз и можете приглянуться вашему идеальному работодателю, – заключает Скляренко.

№9: ЗАБУДЬТЕ О БОЛЬШОМ БРАТЕ


Наталья Пронина, директор департамента маркетинговых коммуникаций агентства Comunica

– Ведение аккаунтов в соцсетях - это самый настоящий персональный брендинг. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что по страничке встречают. Чтобы хорошо выглядеть в глазах потенциального работодателя, рекомендую придерживаться нескольких правил. Во-первых, если ваша работа связана с такими областями, как digital, коммуникации, медиа, соцсетями нужно пользоваться. Сейчас довольно популярна позиция «не хочу, чтобы большой брат следил за мной», но редактор или менеджер по развитию, который не в курсе, как пользоваться основными инструментами соцмедиа, и не знает, что там происходит, выглядит странно.  Если вы позиционируете себя как профессионала в этой или похожих сферах, создавайте оригинальный контент, вступайте в дискуссии, не занимайтесь только перепостами фотографий с котятами. Так вы демонстрируете свою активность и креативность.

– Не высказывайтесь на «острые» темы - политика, религия, сексуальная ориентация и т.д. - если вы не готовы обсуждать их с работодателем. У людей могут быть абсолютно противоположные взгляды, и в большинстве случаев соломоновым решением будет молчание.

– Указывайте учебное заведение и предыдущие места работы в профиле. Нетворкинг - это сила. Может быть, кому-то из ваших бывших коллег как раз нужен сотрудник. А может быть, будущий шеф увидит, что вы закончили один вуз, что для него является «знаком качества». Кстати, я рекомендую заносить в друзья как можно больше людей, с которыми вы соприкасаетесь - примерно по той же причине.

– Не ругайтесь матом и следите за грамотностью. На многих людей ругательства и ошибки действуют как красная тряпка на быка.

– Ну и наконец, если вы ищете творческую работу и/или вам принципиально важно, чтобы будущие коллеги и начальство разделяли ваши взгляды по вопросам все тех же политики или религии - помните: правила существуют для того, чтобы их нарушать!