Деревянный дом для рабочих железной дороги Санкт-Петербург – Николайстадт (теперь Вааса) был построен в 1916 году, тогда ещё на финской станции Каарлахти. До недавнего времени в нём жили люди, но из-за ветхости здание недавно расселили и стали готовить к сносу. Об этих планах узнала краевед Мария Куск. Девушка решила сохранить постройку.

– Этот дом оставался последним старинным зданием в Кузнечном. Так как остановить снос не представлялось возможным, мы решили пойти другим путём, – рассказывает Metro Мария. – Руководитель фирмы, занимавшейся демонтажом, согласился провести щадящую разборку с сохранением всех конструкций. Сейчас элементы дома грузят на машину и отвозят на мой участок, где он будет собран заново.

По счастливому стечению обстоятельств в местной администрации сохранились старые чертежи – проект был типовым. Дом воссоздадут в соответствии с первоначальным обликом. Пришедшие в негодность деревянные элементы заменят на новые, а те, что в хорошем состоянии, отреставрируют. Согласно первоначальным расчётам, дом железнодорожников вырастет на новом месте к июню следующего года. После этого предстоит второй сложный этап – воссоздание интерьеров. Мария планирует разместить в просторном помещении второго этажа уже существующую экспозицию её частного собрания предметов быта жителей Карельского перешейка конца XIX – начала XX веков, а также устроить небольшую мини-гостиницу на первом. Вырученные деньги пойдут на развитие краеведческого музея.

– В воссоздании дома я прежде всего рассчитываю на себя, но буду признательна за любую помощь, – говорит инициатор переезда. – Нужны и средства, и рабочая сила. Добровольцы получат в обмен проживание, питание и наше радушие. (группа поддержки http://vk.com/public123754584)

Алексей Шишкин, краевед, редактор Restate.ru

- Проект отличный, причём сразу по двум причинам. Во-первых, сохраняется старинное здание, свидетельствующее о том, как выглядела застройка этих мест сто лет назад. Во-вторых, получает развитие местный малый бизнес, растёт туристическая привлекательность этой части региона. Наконец, пусть и в малой степени, но возрождается аутентичная историческая и архитектурная среда окрестностей Петербурга, многие десятилетия представляющая собой печальное зрелище. Конечно, для таких проектов трудно добиться серьёзных инвестиций, поэтому помощь придётся оказывать всем миром. Например, я уже задумал провести благотворительную экскурсию в поддержку восстановления дома.