Премьер Дмитрий Медведев одобрил идею создания в России института финансового омбудсмена. Предполагается, что это позволит во внесудебном порядке урегулировать споры с банкирами на сумму до 500 тыс. рублей и страховщиками – до 100 тыс. К уполномоченному будут обращаться граждане, которые считают требования финансовых организаций несправедливыми. В первом случае это могут быть проценты по кредитам, требования срочно вернуть деньги или незаконные комиссии, во втором – по большей части претензии по ОСАГО.

Сегодня досудебным урегулированием споров в банковской сфере на общественных началах занимается Павел Медведев – финансовый омбудсмен при Ассоциации российских банков.

– К сожалению, к нашему соглашению присоединилась только 31 организация, хотя я переписываюсь со 130, – рассказал Metro Медведев. – Банки идут навстречу, хотя и в разной степени. Если законопроект будет принят, то решения в рамках этого института станут обязательными. Соответственно, и эффективность будет выше.

По словам Павла Медведева, в 2012 году банки в половине случаев принимали решение финансового омбудсмена, в 2013 году – в трети, что связано с более сложной кредитной обстановкой.

– Единственное – в законопроекте омбудсмену не дают право производить реструктуризацию долгов по кредитам, а это основной повод для обращения к нам, – говорит Медведев. – Но я надеюсь, что ко второму чтению это будет исправлено.

Что касается страхового рынка, то, по словам Николая Галушина, первого заместителя председателя правления СОГАЗа, через уполномоченного теоретически могут проходить 90% всех споров по ОСАГО.

– Сейчас средняя выплата достигает значения в 30–40 тысяч рублей, – рассказывает он Metro. – А значит, омбудсмен снимет львиную долю нагрузки с судов.

Из-за большой загруженности сейчас судам некогда глубоко анализировать и разбираться в страховых спорах, соглашается Игорь Иванов, заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия».

– Если добиться того, чтобы у судов появилось время на более тщательный анализ, то это скажется и на качестве судебных решений, в котором заинтересованы все, – уверен он.

По словам Иванова, самые массовые обращения – из-за неудовлетворённости размером страхового возмещения и превышением сроков выплат, установленных законом.