реклама
8 декабря 2015

Исследование. Как цвет и фактура упаковки могут повлиять на вкус еды

Одежда красит человека. Можно ли то же самое сказать о продуктах питания и упаковках?

Салат шеф-повара Шарля Мишеля, сервированный в стиле абстрактной живописи русского художника Василия Кандинского, покажется гораздо вкуснее обычного салата 

Салат шеф-повара Шарля Мишеля, сервированный в стиле абстрактной живописи русского художника Василия Кандинского, покажется гораздо вкуснее обычного салата 

Comes Cake

Фото:

Знаковый красный цвет Coca-Cola, кричащие буквы на упаковке чипсов Pringles – дизайнеры используют какие угодно методы, чтобы подогреть аппетит потребителя. Профессор экспериментальной психологии в Оксфордском университете Чарльз Спенс решил обратить научный интерес к полкам супермаркетов и проверить, как форма, цвет и даже звуки, которые издаёт упаковка продуктов, влияют на восприятие потребителя. «Упаковка может полностью изменить наше восприятие вкуса того или иного продукта, – рассказывает он Metro. – Мы считаем это наиболее важной частью дегустационного опыта, так как люди часто что-то едят прямо из упаковки, банки или пьют из бутылки».

Пищевые производители уделяют много внимания обёртке. Например, использование необычных цветов – один из приёмов, считает Спенс: «Спортивные напитки часто делают синими, чтобы выделить их из ряда жёлтых, красных, зелёных фруктовых напитков».

Кроме того, выбор обёртки, в которую упакован продукт, зависит от того, нацелен он на мужчин или женщин. Исследование на эту тему недавно провели в Манитобском университете Канады. Так называемая женская упаковка (с нежными цветами и рукописными шрифтами) используется для заворачивания здоровой пищи. Тогда как «мужская» обёртка (яркие цвета и крупный шрифт) часто используется для менее здоровой продукции. Также экологически чистые продукты всё чаще заворачивают в мешочную бумагу или бесцветную, прозрачную упаковку.

Звук также имеет значение для чувственного восприятия продуктов питания. И имеет значение не только звук, который мы слышим во время пережёвывания, но и то, как произносится название продукта. «Название может создать образ продукта, – говорит Спенс. – Например, когда вы произносите Kit-Kat, вы представляете что-то хрустящее и мягкое одновременно, тогда как название Aero вызывает у вас ассоциации с более воздушной и лёгкой текстурой. Таким образом, вы понимаете, что производители этих двух шоколадок предлагают совершенно разные продукты, ещё до того, как вы их попробуете».

Внешний вид упаковки также может использоваться и в качестве инструмента вовлечения потребителя в здоровый образ жизни – даже если потребителя это не особо волнует. «Многие пищевые компании – либо по собственному желанию, либо из-за особенностей законодательства – пытаются показать, что в их продуктах меньше нездоровых, вредных ингредиентов (таких, как соль, сахар и жир), чем на самом деле, – говорит Спенс. – Соответственно, все они идут на разные уловки, чтобы обхитрить потребителя».

В настоящий момент учёные проводят в Лондоне эксперимент с шестью тысячами добровольцев, чтобы определить, какой цвет воспринимается покупателем как сладкий (сахар), что, несомненно, заинтересует маркетологов.

«Например, продукты, завёрнутые в упаковку с использованием красного цвета, кажутся более сладкими, чем те, которые упакованы в зелёный, значит, в них больше содержится сахара, – добавляет Спенс. – Синие цвета на обёртке в глазах покупателя делают его более солёным, чем зелёные. Все эти маленькие приёмы позволяют сильно изменить восприятие одного и того же продукта».
 

Вопрос – ответ
«Важны все органы чувств»

Каким был ваш первый опыт по восприятию вкуса?
Мы начали с тарелки в стиле Кандинского – салата, который я выложил в форме абстрактного полотна, чтобы понять влияние на вкус. Мы заметили, что, когда блюдо похоже на произведение искусства, еда кажется человеку более вкусной и он даже готов больше за неё заплатить.

Как разные эмоции могут повлиять на вкус?
Я выяснил, что вкус вина может варьироваться
в зависимости от музыки, которая играет в этот момент. Даже если вы сидите в отличном ресторане, пьёте хорошее вино, но фоном играет не самая хорошая музыка, это может всё испортить. Важно принимать во внимание все органы чувств потребителя.

Может ли грамотная презентация увеличить потребление такой еды, как овощи?
Конечно. Например, легко превратить овощи в пюре, добавить травы и оливковое масло. Можно давать это в качестве закуски детям, а потом говорить: «Тебе же понравилось? Это цветная капуста». Так можно приучить их к полезным продуктам, и цветная капуста будет ассоциироваться с чем-то хорошим и весёлым. Также можно сделать пюре разных цветов, а потом позволить рисовать им на тарелках детям и просить пробовать эти «краски». 

Шарль Мишель
шеф-повар Кроссмодальной исследовательской лаборатории, Оксфордский университет

Факты

Ежедневные примеры влияния чувств на восприятие еды:

• Кофе кажется менее сладким в белой чашке. Кофе кажется почти в два раза насыщеннее и на одну треть менее сладким, если его пить из белой, а не из прозрачной чашки, утверждает Чарльз Спенс.

• Маленькие тарелки кажутся более наполненными. Так называемая иллюзия Дельбёфа может быть использована в качестве одного из способов контролировать вес.

• Попкорн кажется слаще, если он в красной миске. Подавая попкорн в красной посуде, вы сможете одурачить вашу семью и заставить их думать, что попкорн слаще.

• Музыка и приём пищи. Высокотональная музыка во время приёма пищи позволяет на 5–10% подчеркнуть сладкие ноты в блюде, тогда как более низкие частоты делают обед более горьким.
 

Последние новости

Самое популярное

Галереи и видео

реклама
реклама

Мы Вконтакте

Мы в Facebook

Новости партнеров

Loading...
реклама