Более года длилась реставрация портрета Екатерины I работы немецкого портретиста Генриха Бухгольца. И вот вчера картина заняла свое законное место в Большом дворце в Петергофе.

Портрет первой российской императрицы, созданный в 1770-х годах, последний раз реставрировали в 1962 году. В Тронном зале дворца он провисел более полувека, и пришел в аварийное состояние. Несколько лет подряд специалисты наблюдали многочисленные осыпи краски, из-за чего были вынуждены обратиться в реставрационные мастерские ГМЗ «Петергоф».

- Картина преподнесла нам очень много сюрпризов, - рассказала художник-реставратор Елена Львова. - После снятия слоя желтого лака неожиданно выяснилось, что Бухгольц создал это полотно, наклеив погрудное изображение императрицы Екатерины другого художника, а потом дописал картину до ее нынешних размеров 2,5 на 2,05 метра. Кроме того, сначала наряд императрицы казался нам золотистой парчой, однако в процессе реставрации выяснилось, что это коронационная парча серебристого цвета. Также в ее прическе открылись драгоценности с жемчугом.

Но самая интересная история произошла с глазами императрицы. После того, как реставраторы расчистили полотно, они обнаружили, что глаза у императрицы - голубые! И это при том, что из исторических источников достоверно известно: у Екатерины были черные глаза. Однако на отреставрированном портрете глаза оставили голубыми...

Всего 10 минут понадобилось рабочим ГМЗ «Петергоф», чтобы водрузить полотно на его законное место в Тронном зале. Несмотя на кажущуюся легкость этого процесса, подготовка у нему была нешуточной. Высота потолков в Тронном зале - 10 метров, поэтому для осуществления монтажа понадобилось соорудить 8-метровые металлические леса.

- Весит картина порядка 15 килограммов, но основной вес дает подрамник, - рассказала Лидия Царик, заведующая отделом «Большой дворец». - Cама картина крепится на подрамник, а подрамник вставляется в стеновое гнездо. Держат ее порядка десяти металлических накладных уголков, которые распределены по всему ее периметру.

За всю историю своего существования картина пережила несколько реставраций. В 1846 году ее восстанавливали в живописной мастерской Эрмитажа. В годы Великой Отечественной войны портрет Екатерины I был эвакуирован в Ленинград. После войны он хранился в Цетральном хранилище в Павловском дворце, и только в 1962 году возвращен в Петергоф и отреставрирован.