Я во Франции, и здесь произошла ужасная трагедия. Погибли люди. Ответственность снова взяли на себя исламские террористы.

Уже с утра в субботу стали звонить и писать друзья и знакомые: как у вас там дела? что происходит во Франции? Во Франции ничего не происходит. Вот в Париже – да, ходят военные патрули с автоматами. Говорят, усилена охрана на вокзалах и в аэропортах – и скоро я смогу сама в этом убедиться, когда буду возвращаться домой. Все мои знакомые французы живут обычной жизнью, внешне ничего не изменилось. В нашем тихом городке в полутора часах езды от Парижа всё так же играет музыка на площади, так же крутится детская карусель и продают жареные каштаны. Только на здании мэрии приспустили национальный флаг. Никакой полиции, никаких военных тут не видно. Люди сидят в кафе и ресторанчиках, пожилые мужчины иногда вместе смотрят телевизор у барной стойки, молодёжь читает новости в телефоне. Никаких жарких споров о том, кто виноват и что делать, – просто качают головами или тяжело вздыхают.
В прошлый раз, когда террористы расстреляли редакцию «Шарли Эбдо», всё было по-другому. Французы вышли на улицы в знак демонстрации своей силы и солидарности. Лидеры европейских государств срочно прибыли в Париж, чтобы маршем пройти по улицам французской столицы. Сотни тысяч людей собрались на площади Республики в считаные часы.  Это было совсем недавно – в январе. В этот раз – ничего. Французы просто продолжают жить как ни в чём не бывало. Может быть, они просто в шоке и им нужно время (говорят, марш против терроризма состоится на следующей неделе). А может быть, это такая защитная реакция – по местному телевидению говорят, что своими действиями террористы хотели сломить сам дух французов, изменить их образ жизни, загнать по домам и заставить прятаться от мира за железными ставнями. Но у них, конечно, ничего не получилось.  И поэтому люди продолжают сидеть в кафе, выходить замуж, играть в петанк и любоваться золотой осенью в парках.

Я не знаю, что на самом деле происходит во Франции. Но на этот раз это очень похоже на то, что обычно происходит в России, когда террористы вмешиваются в нашу мирную жизнь. Правительство объявляет войну преступникам, эксперты бурно спорят друг с другом по телевизору, а рядовые граждане, пообсуждав трагедию несколько дней в офисах и соцсетях, возвращаются к своим ежедневным делам, надеясь, что их не затронет беда, что в следующий раз она как-то пройдёт стороной. Мы просто не знаем, что нам надо сделать, чтобы террористы исчезли навсегда. Не знаем, можно ли их вообще победить. Поэтому даже в самые страшные моменты люди продолжают жить как ни в чем не бывало. Карусель продолжает крутиться.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.