На днях в Доме кино в рамках цикла лекций «КиноЕсть» прошёл мастер-класс Сарика Андреасяна. 

Образование не главное. Помню, мой знакомый сделал ролик, где взрывался автомобиль. Преподаватель у него спросил: «Ты взрывал в жизни машины?» Он ответил, что нет. Преподаватель отчитал его: «Зачем ты берёшься за то, что не умеешь делать». Я слабо себе представляю, чтобы Питера Джексона спросили, был ли он хоббитом. Конечно, я много учился, но потом понял, что этого мало. И я начал смотреть фильмы о фильмах и писать сценарии, чтобы пробиться в кино, а потом ставил условие, что отдам сценарий, если снимать буду сам.  

Как российские актёры попадают в Голливуд? Когда зарубежные фильмы стали собирать большую кассу в России, продюсеры решили брать популярных российских актёров в свои проекты, чтобы привлечь ещё больше российской аудитории, но именно российской. Это в первую очередь маркетинговый ход. Как говорил Брэд Питт, Америка – это не страна, это бизнес. На самом деле, российским актёрам очень сложно в США, они так и будут играть русских в зарубежных фильмах. Ведь американцы уделяют много внимания озвучанию. Это как если бы на роль Онегина взяли бы таджика. Тот же Колин Фёрт из-за британского акцента играет в основном в исторических и реалистических картинах. Поэтому, чтобы получить мировое признание, нужно развивать российскую киноиндустрию и делать фильмы на экспорт, как это делает Люк Бессон. Мало кто понимает, что «Люси» со Скарлетт Йоханссон снята французской компанией. 

Нравится не нравится. Продюсер не мыслит в таких категориях. Кино либо соберёт кассу, либо не соберёт. Кино бывает развлекательным, а бывает фестивальным. Фестивальному кино, как правило, сложно собрать кассу, такие фильмы редко привлекают массового зрителя.

Система профсоюзов в России невозможна. Если у нас когда-нибудь её создадут, то это будет так: вы будете  отчислять деньги и ничего взамен не получите. Когда вы ищете актёра для фильма в России, вы рассылаете предложения всем подряд и берёте того, кто дешевле. А в США вы не имеете права отправить предложение кому-то ещё, пока актёр рассматривает роль. И он может думать несколько месяцев. Многие русские обожглись на незнании законов, их занесли в чёрный список. Когда я снимал «Ограбление по-американски», Эдриан Броуди так разошёлся, и мне не хотелось его останавливать, поэтому я задержал смену на 15 минут и не отпустил группу на обед. На следующий день мне пришёл штраф на 3 тысячи долларов. Для американцев профсоюз много значит. Однажды я хотел уволить звукооператора, ко мне приехал представитель из профсоюза и сообщил, что я должен сделать три предупреждения перед увольнением, а если я всё-таки его уволю, то он больше нигде не сможет работать. Конечно, я не стал его увольнять. 

В США снимать удобнее, чем в России.
Чтобы снять картину в России, нужен весь бюджет наличными. В Америке в каждом банке есть отделение, которое работает с кино. Имея в кармане 5 млн, вы можете снять фильм за 25. Плюс там кино застраховано. Если заканчивается бюджет раньше срока, они увольняют продюсера и дофинансируют проект.

Сиквелы нужно выпускать сразу или не делать вообще.  Вот вышло продолжение «Тупой и ещё тупее: 20 лет спустя». Да это жалко выглядит. Мне кажется, если снять полный метр с Comedy Woman – типа «8 женщин» – это будет успех. 

Русские умнее американцев. У меня есть знакомый американец, который 25 лет работает Пумой в Диснейленде. Он считает себя лучшей Пумой в мире. В России такое невозможно. Когда меня стажёры упрашивают взять их на любую работу, я предлагаю им носить кофе актёрам. Уже на следующий день они заявляют, что созданы для большего. 

Советы начинающим актёрам. Как говорил Роберт Де Ниро, необязательно, чтобы вас утвердили, важно, чтобы вас заметили. В Росси часто сталкиваюсь с тем, что актёры приходят неподготовленные на кастинг. Пожалуйста, просто выучите текст. 

О кинокритиках. Я не читаю рецензии, потому я снимаю фильмы для тех, кто смотрит кино, а не для тех, кто пишет о кино.