Пакет документов, необходимый в России для регистрации прав собственности, с 1 июня можно отправить в электронном виде. И аналогичным способом получить само свидетельство. До сих пор в тестовом режиме процедура работала только в Москве и области. Заявку и все собранные бумаги в цифровом формате нужно отправить через сайт Росреестра, здесь же оплатить госпошлину. Дополнительно придётся приобрести лишь электронную подпись в одной из аккредитованных организаций вашего региона. Вся процедура, уверяют в ведомстве, займёт до получаса, если весь пакет документов на руках. На сегодня ряд услуг, включая постановку недвижимости на кадастровый учёт и выдачу свидетельств из Госреестра, уже доступны в цифровом варианте. 

Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры», уверен, что такая система сможет разгрузить Росреестр и снизить коррупционную составляющую.

– Процедура подачи документов остаётся непростой, – говорит Metro эксперт. – На каждый объект нужно подавать отдельную заявку. А это ведёт к появлению множества посредников. Очереди пытались разгрузить с помощью электронных талонов. Но за них также ещё надо побороться. И драки до сих пор – явление не редкое.

Александр Гладких, юрист ГК vvCube, не так оптимистичен.

– Да, в очереди стоять больше не нужно, зато число заявок, подаваемых в день, увеличится, – считает он. – Так что очереди вырастут «с другой стороны».

Вадим Байбуз, старший партнёр юридического бюро «Байбуз и партнёры», полагает, что и коррупция никуда не денется.

– Система только принимает документы, а оценивает их соответствие требованиям и наличие всего необходимого реальный человек, – заключает он. – Так что отдельные риски всё же сохраняются.

Никита Куликов, исполнительный директор консалтинговой компании Heads, замечает, что не совсем ясно, каким образом Росреестр будет осуществлять регистрационные действия, так как  в данный момент он предлагает загрузить любые документы без подтверждения их электронно-цифровой подписью (ЭЦП), что не переводит их в разряд легитимных документов.

– Предполагаю, что данная услуга внедрена с целью ускорения заведения дела и присвоения ему номера, а реальные документы на бумажном носителе все таки придется доносить дополнительно, но уже в возможно в другой очереди, – заключат он.