Алексей Дорош, директор "Связной Трэвел"

– То, что произошло с "Трансаэро", на рынке ОТА (туристических онлайн-агентств) началось ещё в 2013 году. Тогда обанкротившаяся Eviterra демпинговала, потом стала использовать оборотные средства не по назначению, затем перестала платить поставщикам. В течение 2014 году аналогичные случаи произошли еще с рядом игроков из ОТА и с турфирмами.

– "Трансаэро" сильно подвёл резко упавший поток выездного туризма, и внутренние перелеты в принципе не могли компенсировать в деньгах потери от продаж на зарубежных направлениях. А ещё и демпинг внутри России, в частности, скидки на внутренние перелеты до 30% от рыночного уровня, в результате привел фактически к банкротству. И если случай с Eviterra вылился в отменённые полеты/путешествия сотен пассажиров, в случае с Трансаэро пострадали бы десятки тысяч людей и сотни поставщиков. Такого нельзя было допустить, и «на помощь» пришел Аэрофлот, которому теперь нужно будет исполнить обязательства Трансаэро по всем перевозкам, погашению долгов перед подрядчиками (а это не только аэропорты, но и другие поставщики) и сотрудниками.

– Что это значит для пассажиров? Все их полеты состоятся, и это большой плюс. Единственный возможный минус – скорее всего «сгорят» мили, накопленные в рамках программы лояльности. Для рынка это означает, что "Аэрофлот" становится по сути единственным регулятором авиаперевозок – оппонентов ни по размеру флота, ни по охвату территорий у него нет. Это может привести к ситуации, когда рынок будет регулироваться жесткими нерыночными методами. Это повлияет на всех продавцов. Рынок 1 сентября оценил произошедшее в 15% рост стоимости акций "Трансаэро" (в пике +40%) и в 5,5% падение котировок "Аэрофлота".

Янис Дзенис, представитель Aviasales.ru

– Продажа "Трансаэро" может существенно повысить стоимость авиабилетов сразу по нескольким направлениям. Прежде всего это касается рейсов в Барселону, Нью-Йорк и Ереван, на которых ценовое лидерство перевозчика неоспоримо вот уже долгое время. В 59% случаях, лучшие цены в Нью-Йорк находились именно у "Трансаэро". В настоящий момент самый дешёвый билет туда — обратно стоит 22948 руб. (тариф доступен на ближайшие даты и до апреля 2016 года), перелёт "Аэрофлотом" в этот же день обойдется дороже уже на тысячу рублей. Изменения могут коснуться и других городов в маршрутной сети перевозчика. Когда уходили такие компании, как Sky Express или Авианова, рост стоимости билетов по некоторым направлениям доходил до 60%.

Александр Сизинцев, генеральный директор Biletix.ru

– Сокращение конкуренции всегда ведёт к ухудшению условий для конечного потребителя. Это особенно актуально для рынка пассажирских авиаперевозок, так как связь между доступностью направления и количеством обслуживающих его авиакомпаний всегда очевидна. С другой стороны, возможное банкротство такого крупного игрока, как "Трансаэро", повлекло бы за собой колоссальный кризис доверия на туристическом рынке, схожий с ситуацией вокруг банкротств крупнейших туроператоров летом 2014 года. Поэтому, видимо, ситуация разрешилась лучшим образом. "Аэрофлот" обладает достаточным опытом, ресурсами и административным ресурсом для того, чтобы интегрировать в себя инфраструктуру "Трансаэро". Показательно, что тарифы компании «Трансаэро» были ниже, чем у «Аэрофлота». В частности, сравнение цен на направлениях, где «Аэрофлот» и «Трансаэро» выступали российскими монополистами, указывает на этот факт. Покупка «Трансаэро» «Аэрофлотом» приведет, скорее всего, к повышению цен по направлениям, на которых присутствовал «Трансаэро», с другой стороны, этот шаг повышает стабильность рынка пассажирских авиаперевозок, что немаловажно в нынешних экономических условиях.