В Кремле собираются форсировать финансовую и валютную интеграцию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который кроме России входят Белоруссия, Казахстан и Армения (Киргизия присоединится с мая). Так эксперты восприняли поручение президента Владимира Путина правительству и ЦБ проработать дальнейшие направления интеграции с возможностью создания в перспективе валютного союза, то есть введения общей валюты. Все сходятся во мнении, что рано или поздно страны придут к «постсоветскому евро». Вопрос лишь в сроках и форме.

– Рубль давно уже не кажется самым логичным вариантом, тем более он подмочил репутацию падением за год в два раза и у него нет поддержки соседей, – отмечает экономист Андрей Остапенко. – Скорее всего, это будет создание валюты с нуля. Алтын или евраз – название вторично. В какие сроки? Всё зависит от желания лидеров стран договориться. Но за год или два, на мой взгляд, нереально.

По словам экономиста Алексея Вязовского, валютной союз – самый насущный этап интеграции после создания ЕАЭС.

– Мировые экономики сегодня конкурируют на уровне финансов, привлекательности рынка капиталов, – говорит он Metro. – Всего этого достичь без создания сильной единой валюты невозможно. Похожие процессы идут везде. Даже проблемы Греции не заставили ЕС отказаться от евро. Китай же на пороге превращения юаня в мировую резервную валюту.

Впрочем, есть и альтернативные мнения. Павел Салин, руководитель Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ, не уверен, что идея получит развитие. 

– Сегодня главная задача – сохранить целостность рублёвого союза на территории ЕАЭС. Не более того, – заключает он. – Обвал рубля и состояние экономики показали, что Россия сегодня зависит от Запада.  А идеи Москвы в Минске и Астане нередко игнорируются.