Картина Владимира Тумаева про современную жизнь кочевых племён была снята по мотивам повестей классика ненецкой литературы Анны Неркаги.

– Я не только как критик, но и как культуролог считаю, что подобные картины – одно из важных направлений современного кинематографа, – сказал после пресс-показа ленты программный директор фестиваля Кирилл Разлогов. – Это аудиовизуальная антропология, где в мельчайших деталях показаны традиции, культура, нематериальные ценности малых народов.

Действие фильма разворачивается в тундре, в царстве вечной мерзлоты. Где кочевники до сих пор живут в чумах, и каждый раз, как только их северные олени найдут свой корм – белый ягель (разновидность лишайника), снимаются с мест и со всем своим скарбом следуют за стадом на новое пастбище. Таким законам подчиняется и жизнь главного героя – молодого ненца Алёши, который мучается от любви к Анико, уехавшей на Большую землю. Он ждёт её возвращения даже тогда, когда мать женит его на Саване.

– Основной мотив этой картины – выбор, главная тема – любовь, любовь к женщине, к малой родине, к своей земле, – говорит генеральный продюсер Светлана Дальская.
Алёша выбор свой сделал – он остался. Анико уехала, но, прилетев в родное поселение, чтобы похоронить мать, которую задрал волк, она вновь встаёт перед выбором: остаться с отцом или уехать из тундры. Она забыла свой родной язык, её рвёт, когда она ест главное лакомство своей семьи – сырые куски жертвенного оленя, а когда отец передаёт ей оберег их рода, она от нахлынувших чувств плачет...

Честно признаться, в этот момент действительно сложно сдержать слёзы. Вся эта неспешная, аскетичная картина полна обаяния. Глядя на одежду из шкур, на то, как мало нужно для счастья людям, живущим под звёздным небом, по традициям не меняющимся веками, забываешь про суету, вещизм, гаджеты, соцсети...

Хотя гаджеты есть и здесь. Правда, героям, чтобы позвонить по телефону, нужно ехать к специальной вышке. Да и футбол они смотрят. «Наши играют?» – «Наши ходят, играют не наши!» – этот диалог вмиг сближает зрителя с казалось бы такими далёкими от нас кочевниками.

– Я в чумах и ноутбуки видел, и нет ничего удивительного, что они смотрели свадьбу принца Уильяма по iPad, – говорит режиссёр, который изучил жизнь кочевников, прежде чем за полярным кругом начать съёмки на 30-градусном морозе.

– К морозу быстро привыкли, одежда сшитая из шкур ненецкими женщинами грела, – рассказал исполнитель роли Алёши, московский актёр Евгений Сангаджиев. – В начале съёмок я носки себе купил, но оказалось, что с ними ноги замерзают вмиг. Оказалось, что кисы (традиционная обувь народов Крайнего Севера, сшитая из лап. – Прим. ред.) обязательно нужно носить на босу ногу, только тогда они греют.