Газопровод «Южный поток», который должен пройти по дну Чёрного моря в болгарскую Варну и далее европейским потребителям, призван снять риски транзита через Украину для стран ЕС. Если такой потребности у Брюсселя нет, то Россия может и не реализовывать проект. Об этом накануне заявил Алексей Улюкаев, министр экономического развития. По его словам, в этом случае всю ответственность за срывы поставок должен взять на себя Евросоюз.

Строительство газопровода началось ещё в 2012 году и, в соответствии с первоначальными планами, должно было закончиться в 2015-м. На полную мощность поставки планировали вывести ещё через три года. Против реализации проекта в апреле высказался Европарламент, а Еврокомиссия пытается его заблокировать, ссылаясь на то, что газопровод нарушает нормы третьего энергопакета. Этот документ запрещает иностранным компаниям владеть магистральными трубопроводами в ЕС.

Президент Владимир Путин подчёркивал, что проект для ЕС выгоден, а проблемы с его реализацией объясняются политикой. Эксперты же расходятся во мнении, будет ли газопровод «заморожен».

– Перспектива реальная, – говорит Metro Павел Салин, руководитель Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ. – Во-первых, сейчас все осознали, что конфликт с ЕС – долгая история. – Если и в «мирное время» лоббировать газопровод было не так легко, то что говорить о сегодняшней ситуации.
Во-вторых, в условиях падения цен на энергоносители проект может оказаться не столь выгодным. Наконец, российские поставщики теперь смотрят в сторону Азии.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», не сомневается, что проект будет реализован:

– Разумеется, по мере снижения градуса политической напряжённости. Во-первых, страны Южной Европы не раз заявляли, что газопровод им жизненно необходим. Во-вторых, работы по строительству не прекращаются и ведутся на территории нескольких стран.

Газоснабжение всей Европы осуществляется, если можно так выразиться, единым образом, через многочисленную систему различных газопроводов, и газ европейским потребителям поступает из разных государств, продолжает Баранов.

– В частности, из Норвегии и Великобритании, из Северной Африки, поступает он и из России. Европа намерена диверсифицировать поставки газа на континент, в частности, дополнив их поставками сланцевого газа из США, строительством трубопроводов из ряда стран Ближнего Востока и Персидского залива, поставками СПГ, – говорит аналитик. – Но и отказываться совсем от российского газа Европе было бы слишком рискованно. Если Европа действительно хочет диверсифицировать поставки газа, то было бы логично и оправдано сохранить Россию в числе поставщиков, чтобы не впасть в зависимость от других государств и всегда иметь возможность манёвра в зависимости от того, как изменится политическая или экономическая ситуация в мире.