Политолог Дмитрий Абзалов прокомментировал Metro решение суда в отношении главной фигурантки дела "Оборонсервиса" Евгении Васильевой, которая получила пять лет реального заключения, а отбывать будет два с половиной года в колонии, поскольку находится под домашним арестом с 23 ноября 2012 года. Подельники Васильевой получили сроки поменьше: от трёх до четырёх лет и трёх месяцев колонии.

"Обвинительный приговор был очевиден с самого начала года, - заявил Metro политолог Дмитрий Абзалов. - При этом возникало два основных вопроса - будет ли условный или реальный срок, а также будет помилование или нет в связи с 70-летием Победы.

Второй вопрос решился быстро. Стало очевидно, что помилования не будет, поскольку коррупционные дела были вынесены из общего массива. Поэтому последнее время сохранялся вопрос только об условном сроке.

Как известно, условный срок требовало обвинение. Но вынесение приговора с условным сроком дискредитировало бы общую антикоррупционную кампанию, а кроме того, это серьёзно ослабило бы общую структуру дела, поскольку большинство подельников, обвинённых по процессу, получили реальные сроки. Наконец, ходили слухи о втором уголовном деле в отношении Васильевой. Всё это в совокупности и привело к тому, что решение было принято жёсткое.

Наконец, поведение Васильевой последние дни свидетельствовало о том, что её уверенность в условном сроке или, тем более, невиновности, на чём она настаивала через своих адвокатов, была невысокая".

По мнению Абзалова, 2,5 года колонии - очень серьёзное решение суда. "Это означает для Васильевой фактическое отстранение от госслужбы", - пояснил политолог.

Эксперт отметил, что в деле "Оборонсервиса" поставлена некая точка. "Но теперь главное, чтобы были до конца проведены расследования, связанные с коммерческими структурами, - отметил Абзалов. - Коррупционная составляющая по большей части генерируется через коммерческие организации, которые выгодно приобретают имущество. Надо развинчивать саму систему "отмывания" денег, получить конкретику в борьбе. Условно, на месте Васильевой мог быть другой человек, однако если систему не убрать, против коррупции бороться будет очень сложно".

"Скорее всего, Васильева обжалует приговор, - подчеркнул Абзалов. - И, возможно, пойдёт в Европейский суд по правам человека. Интересно, какая будет стратегия у защиты".

В то же время Евгении Васильевой и другим осуждённым грозит открытие второго дела. "Многое будет зависеть от ситуации, - отметил Абзалов. - Основная проблема заключалась в том, что Васильеву сложно было поймать. Большинство подписей ставилось министром, которого она вводила в заблуждение. Плюс ко всему, основная часть дел касалась именно оценки имущества, а это субъективная система оценивания.

Второе дело СК поведёт, если будет абсолютно уверенным в способности довести его до конца. Плюс второе дело может пойти в отношении подельников Васильевой, потому что вскрылись дополнительные эпизоды дела. Но если второе дело откроют, то не раньше лета этого года. При этом вероятность открытия второго дела высокая".

Оценивая произошедшее в пятницу, Дмитрий Абзалов подчеркивает, что принятые решения усиливают позиции Следственного комитета и суда.

"СК изначально вёл это дело. Для СК, в отличие от прокуратуры, принципиальным вопросом было доведение дела до обвинительного приговора. Сейчас параллельно идут дела в отношении сахалинского губернатора, экс-главы ФСИН Александра Реймера, целого ряда других лиц федерального и регионального значения. В этом смысле дело Васильевой является знаковым, ведь с неё началась антикоррупционная кампания серьёзного уровня. От итогов этого дела зависело очень многое.

В то же время позиции суда тоже укрепились. Суд показал, что может принять такое решение, ужесточить приговор. При том, что защита критиковала даже мягкие предложения о наказании со стороны обвинения".

Эксперт отметил, что в России дел, подобного делу Васильевой, было немало. Он вспомнил уголовное дело против экс-губернатора Тульской области Вячеслава Дудки, обвинения, предъявленные губернатору Сахалина Александру Хорошавину.

"Мы часто любим сравнивать подобные дела с тем, что происходит в Китае, - сказал Абзалов. - Там даже введение смертной казни не решает коррупционных проблем. Средние взятки в Поднебесной в разы больше, чем в России.

При этом в Китае чиновников такого уровня под уголовные дела не подводят. То же самое касается и Германии, и Великобритании. В отношении последней можно вспомнить дела, связанные с незаконным использованием ресурсов. Но там люди лишались своих должностей, а прямых уголовных сроков не получали. Так что дело Васильевой действительно резонансное".

Абзалов просит обратить внимание на то, что Минобороны - одно из крупнейших ведомств страны. "Через него проходят колоссальные объёмы госзаказов, - говорит политик. - Это денежные средства, имеющих отношение к стратегическим направлениям.

В РФ военный бюджет составляет 11 процентов от общего объёма. Плюс ко всему Минобороны является основным распределителем имущества. А в случае с Васильевой это дела, связанные с отдельными объектами.

Статус таких объектов и большие объёмы финансирования, проходящие через ведомство, также сильно повышают статус этого дела". 

Подробности вердикта в отношении Васильевой и остальных фигурантов дела, читайте здесь.