Кира Юхтенко, ведущий аналитик брокерской компании FBS

– Не стоит расслабляться: вторая мощная волна девальвации рубля может наступить уже осенью. Особенно уязвима российская валюта по отношению к доллару США.

– На какие факторы стоит обратить внимание, чтобы заранее предугадать обвал? Первым и, наверное, самым очевидным источником риска являются цены на нефть. Тревожным маячком для экспертов стал коллапс китайского фондового рынка в июле. Падение стоимости акций на 30% не может пройти для экономики бесследно, а ведь Китай является одним из крупнейших в мире потребителей сырья. Кстати, в среде экономистов бытует мнение, что сейчас китайский рынок совершает так называемый «отскок мертвой кошки» – коррекцию перед новым резким снижением.

– При этом страны Персидского залива и не думают сокращать производство нефти. Высвободившийся из под санкций Иран уже отправил первые танкеры на экспорт, а Саудовская Аравия ставит демонстративные рекорды по суточной добыче, так как не намерена уступать свое место под солнцем. Растущий дисбаланс спроса и предложения будет давить на нефтяные цены и, соответственно, на рубль. Наш прогноз по нефти марки Brent на сентябрь – диапазон в 45-50 долларов за баррель.

– Следующий фактор, который трудно игнорировать, - вероятное укрепление доллара в связи с повышением процентной ставки в США. Федеральная резервная система готовится ужесточить политику в сентябре или, в худшем случае, в декабре. В результате усилится давление на сырьевые рынки, и рубль неизбежно «похудеет».

– Настоящим шоком для рубля может стать обострение конфликта на Украине и ужесточение санкций против России. Сейчас этот фактор пока не стоит на первом плане, но может вернутся в фокус рынка в любой момент. В этом случае резко снизится инвестиционная привлекательность России и ускорится отток капитала за границу. Мы все помним, что было с рублем в декабре 2014 года.

Алексей Михеев, аналитик инвестиционного департамента ВТБ24

– Основной риск для курса рубля представляет опасность продолжения тренда на рост доллара ко всем активам, который наблюдается в последние месяцы. Ведь рост доллара к рублю в последние два месяца (с 49 до 57) не является чем-то уникальным. Доллар на днях пробил многолетние максимумы против золота, американская нефть марки WTI обвалилась до минимумов года на 50 долларов, многие валюты на многомесячных или многолетних максимумах к доллару, например, евро упал ниже отметки 1.1 несмотря на то, что ситуация в Греции разрешилась благополучно. Какие-то страновые риски для рубля на этом фоне не выглядят значимыми. Хотя в сентябре РФ нужно выплатить по внешнему долгу 14 млрд долл., думается, что это не будет влиять значительно, в июне уже выплачивали 10 млрд долл.

– Риск для рубля от дальнейшего падения цен на нефть следует рассматривать в том же ключе общего позиционирования доллара, а предстоящее снятие санкций с Ирана давно и даже чрезмерно отыграли (нефть на этом падала с 70 долл. до 55 долл. за баррель марки Brent). При этом нефтяное эмбарго снимут с Ирана не раньше декабря, а запасы нефти Ирана в танкерах – не более половины ежедневного мирового потребления. Также Иран предположительно нарастит предложение нефти, прибавив еще 1 млн баррелей в сутки, но это тоже потребует времени. На наш взгляд, чрезмерно подорожавший ко всем активам доллар должен будет упасть в ближайшие месяцы, в том числе, это вызовет и отскок по нефти. Дорогой доллар не выгоден самим США, так, фабричные заказы США показывают за последний год падение на 6.3%, в фабричные заказы Германии рост на 4.7%, и все благодаря дешевому евро. Из-за ослабления экономического роста ФРС США откладывает раз за разом повышение ставки ФРС, при этом МВФ и Всемирный Банк рекомендовали не повышать ФРС ставки в этом году.

– Мы полагаем, что изменение перспектив ужесточения монетарной политики ФРС может стать поводом к ослаблению доллара.