«Чёрная пятница» – распродажа по образцу американской, но ограниченная онлайн-магазинами, – пройдёт в России в третий раз. Она стартует сегодня в 19.00 и продлится ровно три дня. Как обещает Владимир Ким, сооснователь проекта BlackFridaySALE.ru, покупатели, зарегистрировавшись на сайте, могут выбирать из 150 тыс. товаров. В акции принимают участие более 250 магазинов, отечественных и зарубежных, в разных категориях: бытовая техника и электроника, одежда и обувь, игрушки и детские товары, книги и посуда, софт и подарки. Обещаны скидки до 80%, хотя в среднем они составляют 30–40%.
По словам Елены Филяковой, генерального директора SQI Management, возможности для нечистоплотного маркетинга, когда цены поднимают перед распродажей, есть, но они не очень велики. Крупные ритейлеры дорожат своей репутацией и готовятся к акциям заранее.
– Не стоит подозревать продавцов в том, что они «сливают» некондиционный или залежалый товар, – говорит она. – Это обычный маркетинговый инструмент – скидки за счёт увеличения оборота и привлечения потребителей, поскольку не нужно тратиться на рекламу.
Обычно в маркетинговый бюджет каждой акции входит стоимость информирования клиентов – ТВ- и радиореклама, реклама в печатных СМИ, баннеры в магазинах, подготовка персонала к проведению распродаж и т.д.
– В случаях с «чёрной пятницей» часть этой стоимости снимается, – объясняет эксперт. – Потребители уже знают дату проведения, заранее готовятся к ней, узнают о товаре и условиях покупки на специализированных сайтах. И скидку можно сделать существеннее, сэкономив на телевизионной рекламе. От продавцов требуется «только» составить ассортимент, рассчитать стоимость скидки и подтянуть дополнительные «мощности» на сайт или в торговый зал, чтобы товара и продавцов хватило и сайт выдержал, «не рухнул».
Два важнейших правила для потребителей отмечает Филякова: определиться заранее, что вы хотите купить, и ограничить свой бюджет:
– Буквально так: у меня есть 5 тыс. рублей, и больше я не потрачу. Или: мне нужна кофеварка – и всё. Подводят людей импульсные покупки. Они видят броскую надпись «скидка – 90%» и тратят независимо от того, нужно им это или нет.
Маркетолог Андрей Завьялов рекомендует проверить и сами онлайн-магазины.
– Многие из них и так устраивают предновогоднюю распродажу, а в «чёрной пятнице» участвуют за компанию, – говорит он.
Что касается реальности скидок, надёжный вариант – взять предлагаемую цену и через онлайн-агрегатора вроде «Яндекс.Маркет» или «Товары@Mail.ru» узнать среднюю по рынку.
– Я бы лично не обращал внимания на скидки в 5–10% на не очень дорогие товары, – говорит Завьялов. – Они в пределах обычных магазинных акций, никакого «обещанного ограбления» тут нет. Также не доплачивайте за промокоды и купоны, если вам предложат такой вариант.