Российские банки ужесточили требования к заёмщикам в русле санкций со стороны Запада и проблем в экономике страны. В этой связи в Министерстве связи и массовых коммуникаций предложили подтверждать свой доход, который напрямую влияет на возможность получить кредит, за считаные минуты. Если сейчас нужно персонально обратиться в Пенсионный фонд, то в скором времени можно будет отправить заявку в личном кабинете на сайте госуслуг. Ответ придёт в течение 5–7 минут. Работник банка по паспорту проверит личность заявителя, рассмотрит выписку и на её основании примет решение о сумме займа, а также процентной ставке, говорят в Минкомсвязи.

– Это приведёт к тому, что граждане, которые воспользуются услугой, будут получать кредиты на более интересных условиях, – предполагает Алексей Козырев, заместитель главы ведомства.

Банки и бюро кредитных историй, опрошенные Metro, в целом позитивно восприняли нововведение.

– Подтверждение реальных доходов клиента - один из ключевых элементов анализа платежеспособности, – рассказывает Наталья Хмелевская, директор Департамента развития сегментов и клиентского маркетинга Росбанка. – Наличие же данных о доходе от такого независимого и заслуживающего доверия источника добавит клиенту баллов, что повлияет на общую оценку и условия по кредиту

– Получение такого единого документа, где указана вся информация о доходах клиента, безусловно, банкам интересно, – говорит Евгений Лапин, управляющий директор по розничным продуктам и сегментам Промсвязьбанка. – Хотя это не означает предоставление клиентам с такой выпиской лучших условий, но мы сможем более точно подобрать для заёмщика ставку и размер его платежа.

Александр Поляков, руководитель направления анализа кредитных рисков и процессов одобрения Банка Хоум Кредит, подтверждает, что данные из Пенсионного фонда «дадут реальную картину доходов клиента».

– Но для самих граждан такая схема не очень удобна, – отмечает он. – Было бы лучше предоставлять информацию банкам в автоматическом режиме.

В Национальном бюро кредитных историй соглашаются с тем, что порталом госуслуг пользуются не так много россиян, и предлагают свою альтернативу.

– Мы считаем, что упор нужно делать на существующий канал связи между банками и бюро кредитных историй, – заключает Алексей Волков, директор по маркетингу НБКИ.

Мнение

Евгений Шулятьев,
начальник отдела государственного заказа, финансового планирования и отчетности Федерального агентства по делам молодежи

– Сегодня сумма мошеннических займов, то есть займов, по которым не производятся платежи, в России превышает 40 млрд рублей, а количество кредитов с серьезными просрочками составляет примерно 9% от общего объема. Все эти риски банки закладывают в стоимость кредитов, то есть в процентные ставки. Таким образом, система подтверждения благонадежности клиента (именно так ее можно назвать) удобна и выгодна как государству, так и потребителям. Подобные системы работают в Европе и США, там кредитные организации могут узнать всю финансовую историю клиента буквально за 10 минут и принять оперативное решение в отношении конкретного заемщика. В чем плюсы подобных систем?  Во-первых, благонадежному клиенту больше не придется собирать кипу документов, достаточно будет паспорта и онлайн информации из ПФР. Во-вторых, это упростит и работу банков, так как решения смогут приниматься быстрее, снизятся транзакционные издержки на функционирование службы безопасности и работу кредитных менеджеров. Третье и самое главное: банки снизят свои риски по невозвратам, так как смогут узнать, действительно ли человек работает там, где утверждает, и получает официальную зарплату или ему сделали трудовую книжку за 5 тысяч рублей где-нибудь на площади трех вокзалов. В связи со снижением рисков для банков, уменьшается и процентная ставка по кредитам. В целом, можно сказать, что любая электронная система межведомственных проверок и подтверждения добропорядочности всегда идет на пользу законопослушным гражданам и отпугивает мошенников.