Саммит в Нью-Йорке – это своеобразная подготовка к конференции по вопросам климата в Париже в декабре 2015?

Впереди несколько этапов, и этот действительно очень важен. Впервые за пять лет главам государств предстоит ответить на вопрос: "Каким будет наш вклад в изменение климата?" Такого не происходило с 2009 г. Прежде, чем покинуть Нью-Йорк, представители стран озвучат свои обязательства перед планетой. Я надеюсь, это послужит хорошим стартом для предстоящей конференции в Париже.

Как вы оцениваете действия Франции и других европейских стран в борьбе против глобального потепления?

Судя по всему, во Франции наблюдается прогресс. Я встречалась с новым правительством, и оно уже принимает меры. Франция возглавляет перечень тех европейских стран, которые ответственно отнеслись к проблеме глобального потепления. Европе есть чем гордиться: мы доказали, что снижение уровня выбросов (на 18-19% с 1990 г.) не мешает экономическому росту  (на 45% за тот же период). Мы планируем уменьшить выбросы в домашних хозяйствах на 40% к 2030 г. Если эта идея будет одобрена Европейским советом в следующем месяце, это будет мощным посылом остальному миру. Уже сейчас 20% бюджета Евросоюза направлено на улучшение климата. Мы разрабатываем источники "чистой", возобновляемой энергии даже во время кризиса. Я думаю, Европа стала хорошим примером для всего мира.

В июне президент Барак Обама предложил снизить выбросы CO2 на угольных заводах США "в среднем на 30% к 2030 г." Может ли это подстегнуть Китай, одного из ведущих источников выбросов на планете, к аналогичным действиям?

В Китае также наблюдается улучшение, особенно в снижении уровня атмосферных загрязнений. Мы не должны недооценивать их прогресс в области возобновляемой энергии. В этом направлении сейчас также активно развивается Индия.

Вы считаете, что экономический кризис помешал борьбе за изменение климата?

Конечно. Он изменил приоритеты. Но мы должны отдавать себе отчёт в том, что нам удалось сохранить бюджеты. 20% бюджета Евросоюза выделены на “зелёную экономику”. Это немало.

Как обстоят дела с лоббированием интересов крупными компаниями?

Эта картина не чёрно-белая: некоторые компании, особенно в Франции, знают, как улучшить экологическую производительность без ущерба производству. Можно прочертить условную линию между наиболее  скептически настроенными  "традиционалистами" и остальными, ответственно настроенными предприятиями, число которых растёт. Последние уверены, что развитие "зелёной экономики" продвинет Европу далеко вперёд.

Скольким странам Евросоюза удалось воплотить эту модель "зелёной экономики"?

Показателен пример Дании: за прошлый год уровень экспорта вырос на 2%. А степень внедрения "зелёных" технологий увеличилась на 17%. Это факты, а не теория! Также, к примеру, в Германии эти разработки способствуют созданию новых рабочих мест.

Какое будущее ждёт добычу сланцевого газа?

Европейская комиссия воздерживается от каких-либо ограничений в этом вопросе – каждая страна решает самостоятельно, продолжать бурение или нет. Но я считаю, что мы должны трезво оценивать потенциал сланцевого газа. Когда крупные американские нефтяные компании пришли на рынок Польши, они проанализировали состояние дел и отказались от присутствия – их смутили слишком концентрированные залежи сланца, сложное законодательство и очень плотно заселённая территория.