Города по всему миру сталкиваются с высоким уровнем загрязнения воздуха. Metro исследует, как они справляются с этой проблемой и какие техники используют, чтобы снизить негативный эффект от смертельных выбросов.

В декабре 2016 года Пекин и ещё 23 города в Китае зарегистрировали уровень загрязнения, который в среднем превышает в шесть раз допустимый Всемирной организацией здравоохранения. Токсичные облака затронули жизни трети населения  Китая — порядка 460 миллионов человек в южной части страны. Это приблизительно равно суммарному населению США, Мексики и Канады. Снимки людей в респираторах стали популярными в Сети.

2017 год не принёс улучшений для Китая. Более 400 рейсов уже отменили, а множество дорог перекрыты из-за токсичного облака. 1 января в Пекине был зафиксирован уровень загрязнения, превышающий допустимый в 24 раза. В стране объявлен красный уровень тревоги. Эта проблема актуальна для Китая не только зимой, но и в течение всего года.

— Очаги тяжёлой промышленности в провинциях вокруг Пекина — самые крупные точки в мире, производящие вредные выбросы, — сказал Лаури Милливирта, специалист по загрязнению воздуха в Greenpeace Восточной Азии. — Прямо сейчас есть ощущение кризиса, так как уровень выбросов в 2014 и 2015 очень быстро падал, когда правительство занялось национальным планом по вредным выбросам в воздух. Новый закон вступил в силу, и произошло сокращение сжигания угля после экономической реструктуризации. Однако в 2016, когда предприятия по тяжёлой промышленности перезапустили свою работу, прогресс остановился и даже наступил регресс, — добавил Милливирта

И, несмотря на то, что правительство страны отрицает существование глобального потепления и влияние парникового эффекта, решение вопроса по сокращению выбросов, создающих токсичные облака, велось целенаправленно. С другой стороны, Китай до сих пор находится в зависимости от индустрии, выделяющей вредные выбросы. Из-за этого возникает столкновение интересов.

Локальное решение глобальных проблем.

Проблема загрязнения касается не только Китая. По сообщениям Всемирной организации здравоохранения, почти семь миллионов умирают каждый год от заболеваний, связанных вредными выбросами. Миллион из этих случаев приходится на Китай и почти полмиллиона на страны Европейского Союза. Вот почему четыре мировые столицы приняли решение отказаться от дизельных авто на саммите С40 в 2016 году. Париж, Лондон, Мадрид и Мехико стараются изрядно снизить выбросы углекислого газа, чтобы бороться с респираторными заболеваниями.

27 декабря 2016 года уровень углекислого газа в воздухе Мадрида превысил допустимый европейский уровень в 200 микрограмм на кубический метр. Разные измерительные станции города зафиксировали такие показатели, поэтому местный Городской совет принял решение ввести ограничения для транспорта с нечётными номерами. Это решение вызвало много критических комментариев.

В мае 2016 французский Парламент опубликовал заявление, в котором утверждает, что транспортные ограничения не станут выходом из проблемы с загрязнением в Париже.

"Крайне символично, что альтернативное решение по транспорту не работает, так как запрет не позволяет следить за автомобилями, которые производят больше всего вредных выбросов", — говорится в обращении.

— Правительство подвергается критике за реакцию на проблему в самый последний момент, — говорит Патрисио Перес, профессор Университета де Сантьяго де Чили. — Транспортные ограничения не решают проблему, но снижают уровень загрязнения.

Перес подчёркивает, что решение зависит от климатических и географических особенностей городов, а также от причины загрязнения. По сообщению экспертов, нельзя сравнить ситуацию, например, в Койайке, располагающемся на юге Чили, и Пекине. Также уровень выбросов в Койайке зимой идентичен пекинскому, так как главным источником тепла в домах являются отапливаемые дровами печи, которые и производят большую часть вредных выбросов. В Китае же выбросы производят как тяжёлая промышленностью, так и электростанции, работающие на угле. Вот почему каждому из городов необходимы свои решения актуальной проблемы.

Пекин, Китай

Уровень загрязнения падал с 2014, но индустрия производства металла повысила его вновь. Красный уровень тревоги был объявлен в городе в прошлом декабре и не спадал в 2017. Сотни авиарейсов были отменены в первый день наступившего года. Сообщается, что десятки тысяч людей переехали в другие регионы Китая.

Улан-Батор, Монголия

Названный самым загрязнённым городом в мире Улан-Батор страдает не только от производственного загрязнения. Большие дозы излучения попадают в атмосферу, так как кочевники используют каменный уголь для обогрева своего жилища зимой.

— Правительство очень обеспокоено из-за этого, — сказал Metro монгольский журналист Ану Харчу. — Ранее стоимость электричества утром, вечером и ночью была снижена на 50%, чтобы люди могли использовать электронагреватели вместо угля.

Мадрид, Испания

В течение нескольких последних лет столица Испании наблюдала за тем, как уровень вредных выбросов повышался в зимнее время. Действия, которые были предприняты в Мадриде для решения проблемы, связаны с транспортными ограничениями и объявлением свободных от углекислого газа зон. Эти решения были раскритикованы местными жителями и противниками нынешнего мэра города.

Париж, Франция

В эту зиму Париж переживает самый высокий уровень загрязнения из-за выбросов за последние 10 с лишним лет. Местный Парламент в прошлом мае подтвердил, что транспортные ограничения, скопированные с других городов, Бордо, например, не станут выходом из проблемы.

Койайке, Чили

В 2016 Всемирная организация здравоохранения заявила, что Койайке — самый загрязнённый город Америки. Но причины образования токсичных облаков — печи, используемые людьми почти в каждом доме. Обогревание при помощи печей приводит к постоянным проблемам, которые до сих пор требуют решения.

Лаури Милливирта, специалист по загрязнению воздуха в Greenpeace Восточной Азии, рассказал Metro о том, как обстоят дела с проблемой загрязнения воздуха в Китае.

Почему Китай страдает от высокого уровня вредных выбросов в воздух?

— Очаги тяжёлой промышленности в провинциях вокруг Пекина — самые крупные точки в мире, производящие вредные выбросы. Проблемы с загрязнением воздуха происходят в Пекине, когда южные ветра приносят эти выбросы в столицу. Прямо сейчас есть ощущение кризиса, так как уровень выбросов в 2014 и 2015 очень быстро падал, когда правительство занялось планом по национальным вредным выбросам в воздух. Новый закон вступил в силу, и произошло сокращение сжигания угля после экономических ограничений. Однако в 2016, когда предприятия по тяжёлой промышленности перезапустили свою работу, прогресс остановился и даже наступил регресс.

Насколько правительство вовлечено в решение проблемы выбросов?

— Власти Пекина очень заинтересованы в сокращении выбросов. Они заключили с провинциями соглашение по сокращению использования угля и по другим важным вопросам. Кроме того, решение этих проблем соответствует экономической стратегии государства. Однако местные власти многих провинций уверены в промышленности, производящей вредные выбросы. Поэтому они неохотно следуют планам по борьбе с проблемой. В этом году серьёзные экономические стимулы ведут к возрождению вредоносной промышленности, особенно в провинциях вокруг Пекина.

Какие меры наиболее эффективны в борьбе с вредными выбросами?

— Я всё ещё ищу идеальную с точки зрения борьбы с этой проблемой страну. Но страны с самым чистым воздухом имеют тенденцию к высокому уровню использования чистой энергии в их энергобалансе вместо бензина и угля. В этих странах есть высокие стандарты чистоты воздуха и, что самое главное, строгое принуждение к соблюдению этих стандартов. Ещё один компонент, в котором лучшим примером будет США, заключается в том, что решение проблемы зависит и от передвижения вредных выбросов на большие расстояния. В большинство городов огромная часть выбросов приходит из вне.