Согласно новому закону, рейтинговая деятельность признаётся в России исключительной, её запрещается совмещать с другой деятельностью. Рейтинговые агентства, чьи оценки используются официально, должны быть аккредитованы при Центробанке, но в целом работа в стране без аккредитации не запрещена. Кроме того, в тексте прописано, что деятельность любых РА в России должна осуществляться независимо "от любого политического и экономического влияния", а также конфликтов интересов. О том, как воспринимать новый закон и что он меняет, Metro рассказали эксперты.

Дмитрий Дригайло, вице-президент ГК TeleTrade:

– Нет ничего необычного в том, что этот закон принят: в России последовательно принимаются законы, позволяющие мегарегулятору (Банку России) осуществлять регистрационные, контролирующие и надзорные функции в различных сегментах. В частности, 29 декабря минувшего года президент России подписал закон, регулирующий нашу отрасль – внебиржевые финансовые рынки. В документах есть сходства: вводится минимально допустимый размер собственного капитала (для рейтинговых агентств – 50 млн руб, для форекс-дилеров – 100 млн руб.), деятельность компаний – участников рынка признаётся исключительной, то есть её нельзя совмещать ни с какой другой. Есть и различия: в законе о деятельности агентств указано, что допускается деятельность неаккредитованных Банком России агентств. На форекс-рынке деятельность без лицензии регулятора не допускается.

– Поэтому для меня недовольство российских властей понижением суверенных рейтингов России до спекулятивного уровня агентствами Moody's и S&P в начале 2015 г. и разработка законодательства в части регулирования сегмента рейтинговых агентства – это вещи, пусть косвенно связанные друг с другом, но одна из другой не вытекающие.

– Новые рейтинговые агентства в ближайшее время, как мне кажется, появятся вряд ли, скорее базовое агентство создадут на базе какого-то из нынешних участников рынка. В России сегодня четыре агентства, которые могут рейтинговать по всему спектру, в т.ч. присваивать кредитные рейтинги: АК&М, RusRating, НРА (Национальное рейтинговое агентство) и Эксперт РА. Есть и другие, которые при желании смогут получить лицензию регулятора, например РИА Рейтинг. Плюс, конечно, три мировых агентства: Moody's, Standard & Poor's и Fitch, которые, без сомнений, откроют дочерние компании-резиденты, чтобы не уходить с рынка. У регулятора, насколько я понимаю, есть желание оставить на рынке двух-трёх участников. Для этого, как мне думается, нужно волевое решение, принятое политическим руководством страны. А у меня есть сомнения в том, что это сочтут целесообразным, если не произойдёт чего-то экстраординарного.

Николай Подлевских, начальник аналитического отдела ИК "Церих Кэпитал Менеджмент"

– В России принят закон о деятельности рейтинговых агентств. Необходимость в нем для нашей страны назрела уже давно, но его принятие стало особенно актуальным в связи с обострившимся противостоянием с западными странами.

– Три наиболее известные международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings за долгие годы работы агентства завоевали авторитет в деловом мире. Ими созданы свои системы оценок, которые в основном не являются публичными. Компании унифицировали системы представления рейтингов, достигнув фактического единообразия в шкалах. Отечественным рейтинговым агентствам еще только предстоит отшлифовывать подобные методики и выходить на соответствующие рынки. Так же как и внутренним инвесторам создавать и апробировать правила работы с рейтингами российских компаний.

– Многие государства, в том числе и страны Европы, многократно обращали внимание на присутствие политических мотивов в деятельности международных рейтинговых агентств. В условиях действия ряда санкций и ряда ограничений санкций со стороны западных стран было бы слишком наивным рассчитывать на полную объективность работы западных рейтинговых агентств.

– Нашей стране кране необходимы объективные оценки финансового состояния промышленных предприятий, финансовых компаний и банков, регионов, отраслей. Особенно такие рейтинги нужны при выдаче кредитов, принятии инвестиционных решений или организации иной совместной деятельности. В принятом законе отмечается, что методики составления рейтинга должны быть публичными, а все изменения методик оценки должны оперативно публиковаться. Санкции иностранных государств запрещено учитывать при расчете рейтинга.

– Деятельность по выставлению рейтингов очень важна и должна помогать хозяйственной деятельности. Закон призван поставить эту деятельность на солидную основу. В нем, в частности, указывается, что рейтинговой деятельностью могут заниматься только регистрированные в ЦБ организации с уставным капиталом не ниже 50 млн. рублей. Документ признает рейтинговую деятельность исключительной и запрещает совмещать ее с другими видами деятельности. Не аккредитованные иностранные агентства могут вести деятельность по сбору информации, но ссылаться в своей деятельности можно только на рейтинги зарегистрированных рейтинговых агентств. В дальнейшем возможность использования зарубежных рейтингов объектами рейтинга будет определяться инструкциями ЦБ.

– Будем надеяться, что принятый закон будет способствовать дальнейшему становлению системы рейтингования в нашей стране. Закон поможет вырасти отечественным рейтинговым компаниям, которые со временем смогут выйти и на международные рынки и в первую очередь на рынки важных для России государственных объединений, таких как страны БРИКС и ШОС.