Многие в наше время утверждают, что люди стали более чёрствыми, но мало кто говорит об истоках этой проблемы. А ведь причиной очень часто является обманутое доверие. Меня тоже недавно пытались обмануть.

Как-то раз я шёл на работу и неподалёку от станции метро «Белорусская» натолкнулся на попрошайку, который представился послушником Киево-Печерской лавры, располагающейся в украинской столице. Мужчина сказал, что его зовут Ароман и он собирает деньги себе на линзы, а также на ремонт здания лавры. Для этого Ароман продаёт картонные иконы. Он уверил меня, что делает это с благословения монастыря.

– Я взял благословение реализовывать иконочки, а эти деньги я потрачу на линзы, о своих благодетелях могу и помолиться, – сказал он мне. – Я хочу сказать, что от того, что я на линзы и на храм заработаю, не обеднеет ни патриарх, ни президент.

Когда я попытался узнать подробности, послушник стал уклоняться от ответа. На предложение сделать его фото и поискать помощь в социальных сетях Ароман отреагировал взволнованно и отказался.

Его реакция заставила меня засомневаться в правдивости этой истории, и я решил проверить слова Аромана.

Для начала позвонил в Киево-Печерскую лавру, но, как только там узнали, что я российский журналист, тут же отказались со мной разговаривать. Руководитель пресс-службы Синодального отдела по делам молодёжи РПЦ Евгений Новиков всё же объяснил Metro, что доверять таким просителям не стоит. 

– Очень много людей под видом служителей церкви в разных местах и в общественном транспорте собирают деньги якобы на нужды церкви, – объяснил он. – Сейчас рясу и подрясник может надеть кто угодно. Проблема в том, что у нас это одеяние можно легко приобрести. Если его благословили, то у него должен быть подтверждающий благословение документ. Я не верю, что Киево-Печерская лавра могла дать этому человеку благословение и отправить в Москву. Если он говорит, что его  послали собирать на что-то для себя, то это неправда.

Покопавшись в Интернете, я узнал, что самая дешёвая ряса стоит 3 тыс. рублей, а напечатать около 500 иконок в типографии можно за 2–3 тысячи. Если учесть, что цена одной иконки у него 100 рублей, то легко посчитать, сколько зарабатывает такой «священник». И это без учёта пожертвований.

– Все, кто собирает деньги вне храма - мошенники. Патриарх Кирилл запретил собирать деньги вне стен религиозного учреждения, – пояснил Metro Алексей Никитин, активист движения «Альтернатива», помогающего попрошайкам. – Псевдосвященники, собирающие деньги на храм, явно не жертвы принуждения, а мошенники, которые работают под крышей, но работают индивидуально.

Если молодое поколение понимает это, то старики даже не представляют, что их обманывают, когда видят человека в рясе. 

– Стоять на улице и просить деньги с ящиком представитель РПЦ не будет, – отметил отец Евгений. – Для этого есть благотворительные ярмарки и чаши в торговых центрах.