Переговоры между министрами иностранных дел, проходящие по так называемой формуле 5+1 (США, Великобритания, Франция, Китай, Россия и Германия) в Швейцарии усиливаются, поскольку во вторник истекает крайний срок, отпущенный для достижения договорённостей.   Иранские и западные чиновники заявили, что соглашение по иранскому атому возможно, однако ряд вопросов ещё предстоит решить. Если Иран воздержится от обогащения урана, то с него снимут наиболее болезненные экономические санкции. Metro поговорило с Эллиотом Абрамсом, старшим научным сотрудником по ближневосточным исследованиям в нью-йоркском Совете по международным отношениям.

- Соглашение будет достигнуто во вторник?
- Похоже, что Соединенные Штаты отчаянно хотят достигнуть соглашения и готовы пойти на повторные уступки. Они даже не настаивают на вывозе обогащённого урана из Ирана. Таким образом, соглашение возможно. Единственным камнем преткновения может стать решение самого верховного лидера Ирана.

- Что изменилось с того момента, как устанавливали предудущий крайний срок?
- Появились новые уступки или, по крайней мере, США стали более гибкими в этих переговорах. За годы переговоров Иран постепенно набирал очки. Сначала США выставляли условия: ограничить работы по обогащению урана; уменьшить количество центрифунг, которыми может обладать Тегеран; закрыть Фордо (обогатительный центр - прим.ред.); закрыть Арак (тяжеловодный реактор – прим.ред.); контроль со стороны МАГАТЭ. Все эти положения постепенно одно за другим постепенно отменялись.

- В чём главные сложности при достижении соглашения?
- Остаются некоторые моменты, которые могут сорвать соглашение. Иран хочет отмены почти всех санкций сразу.

- Как ожидание соглашения затрагивает мир?
- Цены на нефть упадут в ожидании большего количества иранской нефти, которая может выйти на мировые рынки. Кроме того, иранская нефть нелегально продавалась по завышенным ценам, которые также упадут.

- А каков будет эффект от уже подписанного соглашения?
- Соглашение, как стало понятно, убедит американских союзников, включая Израиль и суннитские государства в том, что президент Обама хочет восстановить отношения с Ираном, что в свою очередь может негативно сказаться на их личных интересах. По мнению союзников, такое соглашение означает, что США не будут делать ничего для предотвращения иранского терроризма и авантюризма на Ближнем Востоке – например, в Сирии, Ираке и Йемене.