Среди них называют повышение пенсионного возраста, рост налогов и отмена накопительной части пенсии. Владислав Корочкин, первый вице-президент организации малого и среднего бизнеса "Опора России", считает, что в случае, если всё сделать правильно, эти меры перестанут быть непопулярными.

Пенсионный возраст

– Необязательно повышать пенсионный возраст напрямую. Но какие-то меры  неизбежны. Во-первых, у нас по любому демографическая яма. Скоро на одного работающего будет от двух до четырёх пенсионеров. Во-вторых, пенсионная система в нынешнем виде – это иллюзия.  Пенсионный фонд – просто транзитный счёт, через который прогоняются деньги.  И некоторые регистры, куда откладываются данные об отчислениях за определенное физическое лицо. Всё это можно заменить одним компьютером.  Поэтому система в любом случае потребует кардинальной перестройки. Нужно активно поощрять и пропагандировать то, что сегодня, в принципе, уже делается – резко дифференцировать размер пенсий в зависимости от возраста обращения за ней. Чтобы человек твёрдо знал: обратится в "свои законные" 60 (или 55) лет, получит минимальную социалку и будет доживать в нищете. Обратится в "добровольные" 70, получит, скажем, 80 % заработка и сможет на это пристойно жить. И хорошо бы сделать то же самое с военными пенсиями. "Пенсионер" в 42 года (например, старший лейтенант ФСБ запаса) – это оскорбление для всех остальных.

Налоги

– Налоги вроде НДФЛ повышать не будут. Минфин с этим согласен. Но, во-первых, нужно ввести прогрессивную шкалу налогообложения. И опять же, при правильном подходе это будет "непопулярным" не более чем для 10% населения.  Для остальных, которых могут освободить от обязанности его уплаты, по образу и подобию того, что сделано практически во всех странах, эти меры будут более чем популярными. Не облагается НДФЛ доход в размере примерно равный: в Китае - 38 тыс. рублей в месяц, в Бразилии – 48 тыс., в Европе - 60 тыс.  При правильном выстраивании шкалы при этом можно в бюджет получить дополнительно несколько миллиардов рублей.

– Второй момент – реформирование системы НДС. Фактически в стране функционируют две экономики - "с НДС" и "без НДС", а также прослойка, уплачивающая НДС по льготной ставке. Здесь же есть некоторое лукавство. Если кто-то освобождён от уплаты НДС, это же не значит, что налог по конкретной операции не платится, это значит, что его платит кто-то другой. Фактически, часть предприятий платит за всех. Возможно, настало время говорить о безусловной обязательности НДС для всех хозяйствующих субъектов. Может быть, стоит поднять вопрос об освобождении, скажем, малых предприятий и ИП от налога на прибыль и его аналогов, включая НДФЛ. Но если образуется прибавочная стоимость, всегда должен уплачиваться налог на неё. Тогда его действительно можно снизить, причём заметно. Проблема НДС не столько в ставках, сколько в а) исключениях и б) администрировании.

– "Выравнивание" НДС должно сопровождаться его снижением или переходом на прямой метод расчета.  Сейчас собираемость НДС за счет резкого улучшения администрирования резко возросла.  И продолжает улучшаться. По некоторым расчетам опирающимся на цифры реального товарооборота, объема начисленного НДФЛ и тд, позволяющего оценить реально полученную в экономики добавленную стоимость, раньше  его собиралось примерно 30%  от должного объема.  Идея уменьшение ставки при росте объема сборов кажется все более реальной.  
И безболезненно может быть снижена до 12% или 10% для всех.  В этом случае цена для потребителя может даже снизиться. Поскольку в цепочке его будет меньше.  И такое изменение вряд ли  можно назвать "непопулярной" мерой.