Согласно закону об амнистии капиталов, с 1 июля до 31 декабря бизнесмены и другие физические лица могут задекларировать свои активы и имущество за рубежом и быть "прощены" за вывод денег, в том числе в неспокойные 90-е.

Олег Попутаровский, адвокат и партнёр компании GSL Law & Consulting, объясняет, почему всё идёт так сложно.

Причины

Причины кроются в синтезе-совокупности нескольких факторов. Часть из них традиционно присуща российскому бизнес менталитету в целом, другая часть сгенерирована текущей ситуацией.

Традиционные причины:

  • Общее недоверие бизнеса к гарантиям, которые дает государство в этой амнистии.
  • Общее недоверие к возможности государства найти конкретные активы в конкретном зарубежном государстве и/или банке с учетом предшествующей практики и текущей ситуации. Особенно если вопрос касается небольших активов, и вопрос не имеет отношения к откровенному криминалу, как, например, хищения.
  • Аффилированность амнистированных капиталов в той или иной форме со сделками/бизнесом/активами своими и третьих лиц, которые по разным причинам не захотели декларироваться.
  • Не до конца проясненный вопрос о необходимости платить НДФЛ или налог на прибыль (внереализационные доходы) для Декларанта, потому как есть точка зрения, что поскольку в Главе НК РФ отсутствуют соответствующие льготные положения, то налог подлежит уплате.
  • Необходимость переводить деньги в РФ при условии, что зарубежный банк находится не "в той стране", которая устраивает РФ.
  • Необходимость впоследствии регулярно отчитываться по движению средств по зарубежному счету, что создает массу проблем и дополнительных расходов, учитывая как это должно делаться с позиций ИФНС.
  • Необходимость соблюдать впоследствии крайне обременительные положения валютного законодательства о валютном контроле.
  • Необходимость учитывать, что корпоративные деньги, ранее тратившиеся в пользу физического лица без налоговых последствий для бенефициара, после легализации будут образовывать в аналогичной ситуации матвыгоду для "физика" с необходимостью платить дополнительные 13%, а в перспективе периодически обсуждающейся налоговой реформы НДФЛ и больше впоследствии...
  • Общая предшествующая налоговая практика, при которой все сомнения и оценочные ситуации в правоприменительной практике трактуются в пользу ИФНС

Мотивации текущего момента:

  • Риски попадания российских банков, особенно с госучастием, под те или иные санкции и невозможность в этой связи распоряжаться своими деньгами в свободном-полном объеме
  • Риски банкротства банков без госучастия, учитывая нестабильную текущую ситуацию.
  • Опасения о введении более жесткого валютного регулирования.
  • Опасения о введении регулируемого обменного курса.
  • Опасения о введении принудительной продажи части валютной выручки по регулируемому курсу.
  • Отсутствие инвестиционных планов на территории РФ и наличие таковых за рубежом.
  • Отсутствие дополнительных четких инструкций, официальных разъяснений, семинаров и других мероприятий с участием официальных представителей ИФНС, на которых можно было бы задать уточняющие вопросы и получить официальные разъяснения.

Практика наших клиентов по письменному официальному обращению по конкретным вопросам КИК и последних нововведений в НК РФ свидетельствует об отсутствии желания у официальных госорганов вступать в содержательный конструктивный разъясняющий диалог с налогоплательщиками. Вместо разъяснений запрашивающая сторона получает исключительно цитаты из НК, что само по себе не может добавлять ясности.

Санкции

– Помешали, но представляется, что все же менее, чем на половину. По нашим оценкам, где-то не более чем на треть, что тоже много...

Что нужно сделать, чтобы запустить механизм

– Если бы в процессе подготовки были больше учтены предложения группы Бориса Титова, то эффект был бы существенно больше. А если бы официальной разъяснительной регулярной работы со стороны государства было бы больше - то еще больше пользы. А если бы ИФНС создало бы с Минфином постоянно действующий рабочий орган по разъяснению общих положений и оперативному реагированию на поступающие запросы, ответы которого были бы обязательными для нижестоящих ИФНС и давали бы налогоплательщику, который им последовал, такую же форму защиты, как и сам закон, то эффективность закона, по нашим оценкам, возросла бы кратно.