Когда я открыл список вопросов к экзамену в аспирантуру МГУ им. Ломоносова, мне стало не по себе. «Они серьёзно думают, что всё это реально запомнить?» – подумал я и в отчаянии переключился на просмотр «Шерлока». Интерес вскоре сменился жгучей завистью: хорошо быть Холмсом! Герой Бенедикта Камбербэтча эффектно погружается в «чертоги разума», чтобы извлечь нужную информацию. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что это не вымысел. Более того, построить такие «чертоги» под силу каждому.

В действительности мнемотехника (греч. «искусство запоминания») была изобретена задолго до Конан Дойля – первые упоминания о ней мы найдём у Цицерона. В его сочинении «Об ораторе» реально существовавший греческий поэт Симонид Кеосский (V в. до н. э.) помогает распознать тела участников пира, которые погибли из-за обрушения кровли. Их лица были разможжены, и установить личности погибших не представлялось возможным. Удерживая в памяти план рассадки гостей, Симонид обнаруживает, что вспомнить всех не составляет труда.

Так называемый метод локусов (мнемотехника мест) – это способ запоминания больших объёмов информации путём построения «чертогов разума» или «дворцов памяти». Для этого не нужно обладать гениальным IQ, потребуются лишь развитое воображение и свободное время.

– Это очень мощная техника, которая всегда срабатывает, – рассказала Metro психолог по развитию памяти Лариса Леонтьевна Четверова. – Нужно фиксировать информацию на неподвижных предметах. Например, привязывать образы к стулу нельзя, потому что стул можно переставить. К стакану нельзя. А вот к картине, висящей на стене, можно. Также подойдёт, например, телевизор, но не ноутбук, потому что его мы часто таскаем из комнаты в комнату.

На начальном этапе специалисты советуют моделировать «чертоги» по реально существующему помещению, например, по собственной комнате. Получившееся хранилище можно расширять. Наловчившись, вы даже сможете создать виртуальное вместилище, не имеющее аналогов в реальном мире, но главное, чтобы порядок вещей в нём был неизменным.

Я попытался построить свой «дворец памяти», чтобы в преддверии вступительного экзамена запомнить имена стихийных материалистов Древней Греции, их последовательность и основные идеи философских учений. Как объяснила Лариса Четверова, путь по «чертогам» следует прокладывать так, чтобы его можно было впоследствии легко воспроизвести. Поэтому удобнее всего стартовать от входной двери.

Итак, я закрываю глаза и мысленно переношусь ко входу в свою комнату. Поднимаю руки, в них оказывается детская книга-раскладушка. Я открываю её и вижу лес, по которому течёт река. На берегу стоит путник и пытается взять ноту «фа» – первого философа звали Фалес; согласно его учению, мир произошёл из воды. Поворачиваюсь вправо, к прикроватной тумбочке, на которой стоит фигурка девушки («она») с ксилофоном, её волосы развеваются на ветру. Анаксимандр – следующий философ в списке, движущей силой мира у него является воздух. Я открываю тумбочку, на дверце которой наклейка с изображением диснеевского Геркулеса (Геракла) – внутри бушует пламя. Основа философии Гераклита – разумный, всепожирающий огонь. Закрываю тумбочку и перевожу взгляд на стену над кроватью. На стене висит плакат, на котором танцуют цифры. Я вспоминаю о Пифагоре, который наделял мистической силой простые числа

Метод оказался весьма увлекательным и на удивление эффективным. Наловчившись, я запомнил другие ключевые факты из истории философии. Каждый вечер перед сном я повторял мысленную экскурсию по своей комнате, вызывая в памяти субъективные ассоциации. Не могу сказать, что я стал чувствовать себя Шерлоком, но что «дворец памяти» помог мне поступить в аспирантуру МГУ, не сомневаюсь.

Кстати, размахивать руками и гримасничать, как это делает Шерлок при погружении в «чертоги разума», совершенно не обязательно (но если очень хочется, то можно).