Дмитрий Шпаро покорил Северный полюс, став первым, кто добрался до него на лыжах. Его младший сын Матвей повторил путь отца, но уже полярной ночью. На их счету несколько мировых рекордов, а за спинами тысячи пройденных километров. Последние 15 лет они делятся своим опытом с детьми. Открыв лагеря "Большое приключение" в Карелии, а потом в Подмосковье, они добрались до Краснодарского края. 

В Мостовском районе, недалеко от станицы Бугунжа, подростки в возрасте от 13 до 17 лет осваивают навыки походной жизни. Одни ставят палатки, другие собирают рюкзаки, осваивают азы пешего туризма. Пройдя трёхдневную подготовку, они отправляются в пробный однодневный поход, а уже после в большое путешествие. Правда, везёт не всем, кто-то остаётся на "карантине".

– Для них здесь воздух слишком свежий, – поясняет одна из сотрудниц "Большого приключения".
В лагере практически не работает сотовая связь, а ближайший магазин в 8 километрах. Живут дети в палатках по 3–4 человека, а обедают на свежем воздухе. Здесь есть свой медпункт и изолятор.
Для подростков разработано несколько маршрутов. Один из самых популярных – "Курс на лидерство". Это путешествие занимает одиннадцать дней с восхождением на гору Большой Тхач. Задумка курса в том, чтобы каждый подросток побывал лидером группы. Под присмотром опытных инструкторов они принимают решения: где набрать воды, разбить лагерь, какой тропой идти. Готовят ребята сами на любом маршруте. Для многих такой отдых – полная неожиданность.

– Весь поход я думала, зачем я сюда попёрлась, – вернувшись с маршрута, рассказывает Аня Мелевская. – А сейчас пришла и поняла, что это очень здорово. На многие вещи смотришь по-другому. Хотя бы на то, что для счастья тебе нужна только вода. 

Корреспондент газеты Metro воспользовалась возможностью лучше узнать подростков и расспросила их о ключевом моменте, который повлиял на их характер и жизнь.

Артур Комаров

16 лет, поселение Мостовское

- Мою жизнь изменил отец. Я ему не родной, но, как только он появился, понял, что он по жизни лидер и мне нужно держаться за него. Только благодаря отцу я сейчас не какой-нибудь рохля, хиляк или моральный урод. Он всегда поступает так, что его невозможно не уважать. Ему уже 60, на пенсии, никогда не сидит без дела. Если у него насморк или голова болит, выпьет таблетку и пойдёт работать.  До этой семьи я жил в другом доме, там всё было по-другому. Получается для меня не момент ключевой, а человек.

Катя 

15 лет, Петропавловск-Камчатский

- Я смогла изменить себя, научилась иначе относиться к жизни. Теперь я нравлюсь себе намного больше, мне стало проще общаться с людьми. Год назад я надела фиолетовый браслетик. Это по идее американского священника Уила Боуэна. По правилам ты должен носить его 21 день на позитиве – без жалоб и нытья. Когда я его надела, очень старалась и изменилась в лучшую сторону, стала меньше ныть и легче относиться ко многим вещам. Я его всё ещё ношу, правда, он уже не фиолетовый. 

Никита Горяк

14 лет, поселение Мостовское

- Недавно отец уехал в командировку на полтора года, и тогда я понял, что многое придётся делать самому. По закону подлости после его отъезда у нас стало всё ломаться: то душевая кабинка, то ещё что-то в доме. Папа всегда всё делал сам, а я ему помогал. А теперь мы со старшим братом ремонтируем и делаем всё сами. Мне очень хочется, чтобы он поскорее вернулся, но и самому нравится решать какие-то задачи. Я почувствовал ответственность и, наверное, немного повзрослел.