74-летний калмыкский скульптор уверен, что Леонардо да Винчи интересовался буддийской культурой и восточную безмятежность вложил в свою самую известную картину. Однако Владимир Васькин сделал это открытие не сразу – оно долго зрело у него в голове. В первый раз он увидел Джоконду в 70-х и был очарован её загадочностью.

– Тогда никакого ажиотажа вокруг этой картины не было – ни очередей, ни бронированного стекла, – рассказал он Metro. – Я стоял напротив неё на расстоянии вытянутой руки. Смотрел на неё, мы мысленно беседовали. «Откуда же ты появилась?» – спрашивал я. «Когда-нибудь ты поймёшь», – отвечала она. Что-то было знакомое в её улыбке, но что именно, я не мог понять...
Прошло ещё 30 с лишним лет, прежде чем Васькин разгадал эту тайну. И в этом ему помогло его увлечение буддизмом. Скульптор начал изучать его уже в зрелом возрасте, когда в период «воинствующего атеизма» попал в этнографический музей и влюбился в эту религию. Начал изучать её в свободное время – просто для себя. Но уже в 90-х это стало делом его жизни.

– Статую первого Будды мне заказало правительство Калмыкии. Только сейчас я понимаю, насколько это ответственный заказ – делать работу, которой будут поклоняться не только калмыки, но и буддисты из других регионов страны и со всего мира, – вспоминает скульптор. – Когда я работаю над Буддой, то, конечно, беру за основу существующие каноны. Не я их придумал, и не мне их менять. Но хочет художник или нет, он всё равно добавляет что-то своё. Многие знакомые говорят, что мои статуи чем-то похожи на меня. А я вот по-другому думаю: может, это я с возрастом становлюсь похожим на свои работы? Подстраиваюсь, мимикрирую? Не знаю, но тем не менее это так.

Когда буддизм перестал быть просто хобби, Владимир начал замечать его следы и в вещах, казалось бы, далёких от восточной религии.

– Я уже сделал много статуй, познакомился с далай-ламой, когда снова повстречался с Моной Лизой Леонардо да Винчи. Это случилось в середине 90-х, – рассказывает он. – Посмотрел на неё, и меня осенило: у Джоконды улыбка Будды! Вот почему она так приковывает внимание миллионов зрителей. В её улыбке есть всё: безмятежность, вера, спокойствие. Это улыбка существа, достигшего просветления.

Согласно теории Владимира Васькина, да Винчи специально переписывал нижнюю часть лица портрета, чтобы приблизить его к восточному канону, и подтверждение этому он нашёл в одном из исследований.

В 50-х годах прошлого века знаменитую картину сфотографировали в лучах ультрафиолета и выяснили, что под верхним слоем оказался другой портрет Моны Лизы. В первом варианте лицо было написано по греческим канонам. А во втором абрис нижней части лица отошёл от  греческой традиции и приблизился к овалу лица Будды. Размер рта увеличен, уголки губ чуть больше приподняты, подбородок стал чуть шире, а щёки немного округлились. Как считает Васькин, эти едва заметные изменения привели к тому состоянию улыбки, которое мы видим сейчас. Именно это и восхищает нас в Моне Лизе.

– Леонардо был вхож в дома очень богатых людей, которые могли себе позволить иметь такую роскошь, как буддийские артефакты. Наверняка у кого-то из них были или статуи, или изображения, – объясняет скульптор. – Конечно, это всего лишь гипотеза. Но я как человек, посвятивший этой теме два десятилетия, могу утверждать, что улыбка Моны Лизы стала такой под влиянием искусства Востока. Скорее всего, это итог многолетних раздумий о жизни, об Италии, об Иисусе Христе и о Будде.

Васькин искренне проникся буддизмом и считает, что переселение душ – вполне вероятное явление. Сам бы он  не отказался повторить свою жизнь как буддистского скульптора, а в этой жизни был бы рад неожиданной встрече.

– Хотелось бы встретить переродившегося Леонардо и задать ему один вопрос: почему он подарил Джоконде улыбку Будды? Очень интересно было бы услышать, что он ответит.