- Добро пожаловать на «Северный полюс – 2015»! – приветствует нас начальник станции Дмитрий Мамадалиев и крепко жмёт руки.

Только что мы высадились на льдине всего в 400 км от географического Северного полюса. Вертолёт доставил нас с борта ледокола, который шёл сюда в течение четырёх дней, пробираясь сквозь льды Арктики и преодолев 1175 морских миль (около 2115 км).

Тут, на краю света, в течение четырёх месяцев жили 17 человек. У них был небольшой посёлок: жилые палатки-домики, медпункт, кают-кампания со столовой и камбузом, и даже сауна и баня. 

Самая высокая постройка на станции – «туалет типа сортир», на крыше которого размещался наблюдательный пост. Отсюда дежурный по станции высматривал появление белых медведей или образование трещин и торосов – нагромождений льда, которые образуются в результате столкновения льдин. Ещё в наличии у полярников мусоросжигательная установка, тренажёрный зал под открытым небом и футбольное поле.

- Наши команды назывались «Торос» и «Разводье», – улыбается Мамадалиев. – Между нами была боевая ничья.

Во время нашего визита на станции состоялся символический спуск флага России.

- Хочу поблагодарить участников этого дрейфа, считаю, что он был удачным, – сказал полярникам начальник эвакуационной экспедиции, руководитель экспедиционного центра Русского географического общества Александр Орлов.  – До следующего года! Сейчас мы отсюда уйдём, а на следующий год вернёмся. 

После спуска флага и группового фото полярникам вручили арбуз, привезённый из Мурманска.

- А что с ним делать? – на секунду растерялся Мамадалиев. – Есть? Прямо сейчас?

В руках у начальника станции оказался нож, он крупными кусками разрезал сочный и спелый арбуз, раздав кусочки коллегам и гостям.

- Витамины приехали! – порадовался один из полярников.

На станцию мы приехали около двух часов ночи, но там было светло – в Арктике сейчас полярный день и температура около нуля.

Ледокол «Капитан Драницын» подошёл вплотную к «Северному полюсу – 2015». В течение двух дней полярники демонтировали научно-исследовательское оборудование, вывозили бытовые отходы. 

За четыре месяца учёные станции провели множество научных исследований и наблюдений. Данные ещё предстоит интерпретировать в институтах, расположенных на Большой земле. Однако кое-какие любопытные факты есть уже сейчас. Один из них участники экспедиции называют не иначе как «сенсационным».

-  Во время моего дежурства на вышке я увидел двух нарвалов, самца и самку, – рассказал биолог Владимир Тышкевич. – А существовало догматическое утверждение, что выше 82 градусов киты не поднимаются. Сейчас мы можем говорить, что эти киты встречаются вплоть до 88 градусов. Много лет я работал здесь, и вот мисс Арктика отблагодарила!

В ближайшем будущем количество российских экспедиций в Арктику возрастёт. При этом полярникам, скорее всего, больше не придётся жить в палатках (как это повелось ещё со времён первого дрейфа Ивана Папанина 1937–38 гг.). Минприроды России планирует запустить строительство и запуск всесезонных самодвижущихся платформ. По мнению авторов идеи, исследователи Арктики на таких судах будут в более безопасных и комфортных условиях. 

-  Сейчас проект обсуждается в правительстве, – сообщил  репортёру Metro глава Минприроды РФ Сергей Донской. – Каждый раз зависеть от того, есть ли льдина, финансирование, – это неправильно. Если мы планируем проводить полномасштабные круглогодичные исследования, то такие платформы нам нужны. 

Кроме того, Минприроды разрабатывает Федеральную  программу «Мировой океан». В документе прописано, что к 2031 году количество научных экспедиций увеличится с 60 до 100 и будет построено 9 научно-исследовательских экспедиционных судов.

Собаки обрели новый дом

Вместе с полярниками на дрейфующей станции жили два кобеля. Псы попали на «Северный полюс – 2015» случайно. Изначально планировалось, что туда поедут собаки, привезённые с Новосибирских островов. Но они убежали, поэтому организаторы взяли двух четвероногих из питомника Pole Position на Шпицбергене. 

  При рождении иностранцам дали имена Фрам (в честь одноимённой шхуны, на которой путешествовали норвежцы Фритьоф Нансен, Отто Свердруп, Руаль Амундсен) и Шэдоу (англ. Shadow – Тень). Однако вскоре после начала дрейфа полярники на свой лад переиначили клички и стали называть их Фрамоша и Тёмка.

– Можно сказать, что собаки зря получали свою пайку, –рассказал репортёру Metro ледоисследователь Игорь Шейкин, на плечах которого была забота о собаках. – Нам они нужны были в первую очередь для того, чтобы подавать голос при появлении медведей. А они под это оказались «не заточены». Им бы только бежать, лямку в упряжке тянуть! Светошумовых зарядов они боялись больше, чем медведь, и сразу забивались в конуру. Причём вдвоём в одну.

Кстати, и переход из Арктики в Мурманск Фраму и Шэдоу дался нелегко – собаки заболели. Сейчас псы находятся на пути к своему новому дому – питомнику «Скифы тур» в Карелии.  

На вопросы Metro ответил капитан ледокола «Капитан Драницын» Александр Ярпулёв

Как прошла экспедиция?

Всё прошло спокойно, никаких ЧП не было. Были опасения только
вначале, когда нам сообщили, что пойдём. Связаны они были с тем, что здесь всегда тяжёлая ледовая обстановка. И полярные станции снимали только атомные ледоколы («Капитан Драницын» – дизель-электрический. – Прим. ред. ).

Какой толщины был лёд?

Разной. От 30 см до 2,5 метра. Но время сейчас благоприятное: август, лёд уже разрушенный.

Расскажите о самом сильном шторме, который вам пришлось пройти на «Капитане Драницыне».

Декабрь 2013 года. Мы ходили из Мурманска в Антарктиду. Если помните, всю Европу тогда затопило. На побережье, в море погибали люди. Циклон шёл за циклоном. Мы штормовались около Эдинбурга, прятались ближе к берегу.

И как это выглядело?

Мы это называем «голова-ноги». ( Смеётся. ) Спать было невозможно! Всё летало, не помогали даже крепления. Волны были восемь-девять метров. А ледокол для такого не предназначен. Здесь большая надстройка, мы получаем большой и резкий крен. С борта на борт – 40–45 градусов, это около 20 секунд. Все предметы получают резкое ускорение. Поэтому у меня телевизор теперь всегда привязан. 

Как экипаж это прошёл?

Мы же моряки! Выдержали. Главное – серьёзных травм никто не получил. И ледокол выдержал.