28 ноября в Большом театре состоится гала-концерт в честь 80-летнего юбилея Госхора и Госоркестра. Помимо концерта 28 ноября, совместное выступление Госхора и Госоркестра состоится 29 ноября в Колонном зале Дома Союзов. В преддверии этих событий в редакцию Metro-Москва пришли худрук хора Евгений Волков и режиссёр-постановщик концерта Юрий Лаптев. Юрий Лаптев, народный артист России, солист Мариинского театра, появился в редакции покашливающим и слегка охрипшим. 

– О болезнях лучше не думать и бежать быстрее вперёд, – с улыбкой сказал он нам в ответ на вопросы о самочувствии. – Здорового певца найти сложно. Вообще, человек должен разговаривать, пение – это уже отклонение от нормы.

О голосе на встрече мы говорили много. 

– Как возникает вокальный звук, никто вам не скажет. Сознание не контролирует этот процесс, – сказал Евгений Волков. – Петь сложнее, чем играть на музыкальных инструментах, потому что в пении ты зависим от своего тела, от подсознания. Больше факторов, чтобы вылететь из профессии из-за недугов, психологических проблем.   

Штатного психолога в Госхоре, как мы выяснили, нет.

– Бухгалтер – главный психолог, – пошутил Юрий Константинович.

Поговорили мы и о преемственности. Несмотря на то что оба наших гостя из знаменитых музыкальных семейств, по их словам, в хорах семейные династии – редкость. 

– Когда я работал в Метрополитен-опере, я узнал, что самый старый профсоюз – у монтировщиков сцены, – рассказал Юрий Лаптев. – Так вот у них там династии. При мне   старый монтировщик ушёл на пенсию, и его сын, оставив адвокатскую практику, перешёл на его место. Потому что получают они очень хорошо. И все переработки им оплачивают. 

Гости рассказали нам о закулисье Госхора. 

– Хоровики – особый биологический вид с очень развитым чувством коллективизма, – говорит худрук Госхора. – Хористы и так много времени проводят вместе, поэтому проводить дополнительные внутренние корпоративы для сплочения не нужно. Тимбилдинги нужны там, где все работают по отделам и не соприкасаются.   

А вот у оркестра деление, по словам Юрия Лаптева, есть:

– Оркестр чётко делится на виды. Струнники. У них одна ментальность. А вот «духовенство» – духовики, совсем другие. У них другие разговоры, выражение эмоций, национальности другие. С духовиками и ударниками на одни темы не поговоришь.   

Узнали мы и о том, как готовили юбилейный концерт.     

– Делая этот концерт, мы хотели избежать торжественного заседания. Мы хотели сделать концерт неформальным, с одной стороны. С другой – чтобы он не превратился в манную кашу, которую может переварить любой. Нужно было, чтобы каждый нашёл что-то для себя, свою изюминку, – рассказал Юрий Лаптев. – И, конечно, было важно рассказать про два удивительных коллектива – Гос-оркестр и Госхор. Они возникли в 1936 году – время, которое сейчас рисуют чёрными красками. У меня вся семья по материнской линии была стёрта в порошок. И вот в такое время создали уникальные коллективы, которым сразу задали высокую планку.  

Вдохновлённые разговорами о хоровом искусстве, мы попросили Евгения Волкова сделать из нас хор. Разбив нас на мужские и женские голоса, Евгений Кириллович задал тон. И после нескольких минут репетиции мы спели «В лесу родилась ёлочка» хором. 

                                                     Кто выйдет на сцену Большого театра

Звёзды,которые появятся на концерте

Диана Вишнёва

Прима-балерина Мариинского театра исполнит «Умирающего лебедя» на музыку Камиля Сен-Санса в хореографии Михаила Фокина. 

Анита Хартиг

Оперная звезда , которая покорила сцены ведущих оперных домов мира, исполнит арию Мими из оперы Пуччини «Богема». 

Ольга Бородина

Солистка Мариинского театра, «Ла Скала», Метрополитен-оперы. Она исполнит «Трепак» из цикла «Песни и пляски смерти» Мусоргского.

Михаил Симонян

Скрипач, который в 15 лет дебютировал на сцене Карнеги-холла. Он исполнит «Лебедя» Камиля Сен-Санса и Двойной концерт Бруха.

Александр Болдачёв

Арфист, выпускник Цюрихской высшей школы музыки, приглашённый солист Большого театра, солист ансамбля Game of Tones.