Второй этаж винного завода Абрау-Дюрсо, где в 1898 году была произведена первая партия российских шампанских вин, после прекращения производства никак не использовался в течение многих лет. И вот 1 мая там открылся филиал Центра МАРС. В Абрау-Дюрсо выставочная площадь больше, чем в московском МАРСе – более тысячи квадратных метров, и потолки выше: если в столице – три метра, то там – пять. На строительство ушло три месяца. Генеральный директор завода Юлия Пархоменко не стала раскрывать бюджет проекта, но можно предположить, что речь идёт о десятках миллионов рублей.

– Это тот бюджет, который Абрау-Дюрсо может себе позволить на привитие хорошего вкуса в Краснодарском крае, – поделилась Пархоменко с Metro.    

Так что теперь приехав в Абрау-Дюрсо на отдых, можно не только искупаться в море, прогуляться по винным туннелям, но и прикоснуться к искусству – посетить выставку Light Line. Правда, здесь речь не идёт о традиционном искусстве, это именно медиаискусство, с которым не каждый знаком. Организаторы уверяют, что отбирали проекты по принципу: они должны цеплять визуально. Все работы были проверены на столичной публике и тепло встречены ею. Для Light Line отобраны работы ведущих медиахудожников со всего мира: Nonotak (Франция), Cuppetelli & Mendoza (США), KuFlex (Россия), Tundra (Россия).

К тому же для демонстрации мультимедийных инсталляций нужно свето- и звукоизолированное помещение, а значит, пребывание в музее, состоящем преимущественно из чёрных комнат может быть довольно утомительным. Однако архитекторы предусмотрели и это, выставка решена как чередование тёмных и светлых помещений. Пространство центра разбито на комнаты разного размера – это оригинальная планировка бывших цехов, в них установлены боксы для инсталляций. По словам архитектора Натальи Масталерж, основной принцип проектирования экспозиции –  максимальное невмешательство в интерьер здания.В общем, это хороший пример освоение большого запущенного пространства.

Хотя в Абрау-Дюрсо уже давно проводятся арт-фестивали, проходят Строгановские сезоны, для местных жителей медиаискусство –  что-то совершенно новое. Люди, толкаясь, выстраивались в очередь за 3D-очками для того, чтобы узнать, что же там за чёрной занавеской, и через пять минут выбегали с удивлением на лице, потирая глаза. Одни говорили, что ничего не поняли, другие сравнивали увиденное с “Аватаром” Джеймса Кэмерона. На самом деле, там был  представлен последний проект Black Noise российской команды Tundra – трёхмерная стереоскопическая аудио-визуальная инсталляция, использующая активную технологию 3D. Представьте, вы заходите в тёмную комнату, на вас 3D-очки. Перед вами на экране зернистые взбесившиеся серые пиксели, как будто помехи на старом телевизоре. Посетители ёрзают на своих местах, оглядываются по сторонам – может, что-то сломалось и надо об этом кому-то сказать? Но вот эти пиксели образуют нечто вроде фигуры и наезжают на тебя с экрана – ещё немного и это нечто коснётся твоего носа. Первая реакция: бежать! Но ты не можешь даже двинуться с места: интересно, что же будет дальше? Осознав, что это серое месиво не собирается вредить, люди протягивают руки и пытаются потрогать его, а оно словно, стесняясь, уходит обратно.   

По словам продюсера Виктора Кудряшова, каждое произведение Light Line требует от зрителя открытости, восприимчивости:
– Только так можно почувствовать особое настроение каждой инсталляции. Это настоящее искусство – быть способным увидеть и услышать чуть больше, чем видишь и слышишь сначала.

Многие проекты интерактивны, т.е. с ними можно взаимодействовать. Например, QS другой российской команды Kuflex. Итак, снова тёмная комната, только в этот раз 3 D очки не нужны. Во всю стену панорамная видеопроекция из 108000 фотонов, реагирующая на движения человека. Неудивительно, что именно здесь больше всего людей. Дети были в восторге от обилия красочных взрывов, обретающих форму стоящих перед ними людей, и разноцветных “ленточек”, которые бегали за ними, а взрослые делали селфи на их фоне. Или Notional Field детройтской команды Cuppetelli & Mendoza, где можно было словно на гитаре перебирать струны и смотреть за светящимися подвижными волнами.

Но наверное, лидерами тут можно назвать Nonotak. У них тут было две завораживающих работы, от которых сложно оторвать взгляд. После проекта Daydream V2 (дневной сон) понимаешь, что у всех разные мечты. За счёт проекционной сетки, которая создаётся из материала, невидимого при определённом освещении, появляется изображение, парящее в воздухе. Вы заходите в тёмную комнату, становитесь на небольшой квадратик по центру и смотрите в экран, откуда на вас проецируются вся существующая геометрия. Круги и квадраты то удаляются, то приближаются. Человек на этом квадратике становится частью инсталляции, и другие уже наблюдают за его силуэтом на фоне парада геометрии, словно он отправляется в последний путь. Вторая работа – Convergence. За мерцающей лампочкой всегда было интересно наблюдать, но художники усилили этот эффект. Convergence – дословно, это соединение, схождение в одной точке. Геометрическая структура из длинных светодиодных ламп, собранных в виде “иксов”, встроена в индустриальную атмосферу восьмиметрового тоннеля, сделанного из трёх промышленных контейнеров. 23 “икса” попеременно то загораются, то гаснут, создавая причудливую световую хореографию. Многие зависли перед этой инсталляцией, даже не поняв, что на выставке было что-то ещё.