Спустя 13 лет вице-президент Pixar Эндрю Стэнтон снял продолжение мультфильма «В поисках Немо», за который он получил в 2004 году «Оскар». Режиссёр лично приехал в Москву, чтобы представить свою новую работу «В поисках Дори», и поговорил с газетой Metro. Мы попросили его сходу придумать историю, и он справился с задачей.  

Вы второй раз в Москве, выучили уже пару фраз на русском?
Да. В прошлый раз я был тут в феврале 2012 года. И я рад, что сейчас гораздо теплее. (Улыбается.) Правда, тогда не был перерыт весь центр Москвы, как сейчас. Но мне всё равно очень нравится Москва! Я знаю всего две фразы: «Я не понимаю» и «Ты меня ненавидишь, правда?» (Говорит по-русски.) Второй фразе обучила меня жена. 

Почему именно этой?
Моя жена Джули учила русский язык в университете, и 1987-м её на полгода отправили в Ленинград. Когда мы уже поженились, мы как-то отправились на вечеринку, в течение которой Джули обучала одну даму этой фразе.  Это была её коронная фраза, она могла сказать её на восьми языках. И я тоже её выучил.

Я уже посмотрела «В поисках Дори», и у меня к вам вопрос: почему вы не пишите на афишах, что на показ нужно брать с собой тонну салфеток. Я плакала весь фильм!
Подумаем над этим. (Смеётся.) Там как минимум три грустных момента... Мне казалось, люди уже привыкли к тому, что ждать от Pixar.

Правда, я так и не поняла, что же случилось с Дори, почему она постоянно всё забывает... У неё есть прототип? 
Нет, прототипов нет. Работая над «В поисках Немо», я узнал, что золотая рыбка в состоянии удержать в своей памяти только три секунды. И я подумал, было бы забавно, если бы Марлину пришлось искать Немо вместе с такой забывчивой рыбкой. Поначалу я хотел наделить этой же чертой и родителей Дори, но отказался от этой мысли: родители, которые забыли о своём ребёнке – это ужасно! Так что Дори просто родилась такой.

В трудных ситуациях Марлин спрашивает себя: а что бы сделала Дори? Вы задаёте себе этот вопрос? 
Честно говоря, нет. У Дори неплохая философия. Героиня живёт моментом: она здесь и сейчас. Она доверяется своему чутью и просто действует. Но при этом она с лёгкостью меняет свой курс. Обычно люди стараются придерживаться выбранного направления. Конечно, нельзя прожить всю жизнь, поступая как Дори, но в трудных ситуациях, когда ты не знаешь, как поступить, это хорошая тактика. Перекладывая на себя её философию, я бы спросил себя: а что бы я сделал, если бы не паниковал? Или поставил бы себя на место другого человека, например вас, и спросил бы: а что бы сделала Люба? Весь мультфильм о принятии себя. Нужно уважать себя таким, какой ты есть. Когда мы сталкиваемся с проблемами в Pixar, мы часто используем этот приём. Помню, когда мы с Питом Доктером (сотрудник студии Pixar, режиссёр «Головоломки». – Прим. ред .) не знали, как развивать сюжет «Истории игрушек», я в какой-то момент сказал ему: «Представь, что ты никому никогда не покажешь этот фильм. Какой бы ты написал сценарий, если бы писал исключительно для себя?» И дальше всё пошло как по маслу. Мы просто не осознаём, как затуманивает рассудок давление со стороны. Кажется, что над тобой нависают невидимые судьи, которые порицают за каждую ошибку. А когда заканчиваешь работу, ждёшь оценку. На самом деле нет никаких судей и оценок. 

Я рада, что вы вспомнили Пита. В прошлом году, когда он приезжал в Москву, мы с ним беседовали в этой же комнате, перед нами стоял этот же стол, только было две бутылки воды, а не одна, как сейчас. И я попросила его придумать историю про стол и две бутылки воды. Пришёл ваш черёд... 
Боже мой! Вот это давление! Это нечестно! Я был не готов к такому повороту! Теперь вы увидите, как я плох в сочинении историй. ( Смеётся .) Ну поскольку многие называют  «В поисках...» франшизой и сравнивают её с «Голодными играми», то я бы создал «В поисках бутылки Пита». ( Улыбается .) Бутылке воды стало грустно и одиноко без второй, и она отправилась на её поиски. Ну что, я справился? 

Да!  К сожалению, я не могу дать вам за это «Оскар». Кстати, а что вы почувствовали, когда получили свой первый «Оскар»?
Оскар? А он у меня есть? (Смеётся.) Во-первых, безумную благодарнось. Во-вторых, удивление. Я же никогда не планировал это: сегодня хороший день для  «Оскара», пойду-ка и получу его. Да что там, я даже не думал, что у меня получится когда-нибудь стать сценаристом, а уж режиссёром и подавно. Я до сих пор забываю, что он у меня есть, даже два. И мне кажется, это хорошо. Когда я работал над «В поисках Немо», за который получил первый «Оскар», я постоянно чувствовал себя неимоверно тупым… Думаю, поэтому мультфильм и получился хорошим. И теперь я боюсь, что если буду думать, как я хорош, то фильмы получатся плохими. (Смеётся.) Понимаю, что это звучит странно. Но мне гораздо удобнее быть учеником, чем учителем. Надеюсь, я никогда про себя не подумаю: теперь я всё знаю. 

Признавайтесь, где храните свои статуэтки? 
В моём доме есть специальная комната, в которой все награды. Я не люблю хвалиться и показывать статуэтки. Так что я даже не помню о них. Знаете, кто ещё из сотрудников Pixar тоже не любил рисоваться?

Основатель Pixar Стив Джобс? 
Правильно! Хотя он был самым умным человеком в комнате, он никогда не выставлял себя на показ. Больше всего мне запомнилось его молчание на совещаниях. Когда кто-то на совещании задавал ему вопрос, а он не знал ответа, он мог замереть и думать до тех пор, пока ответ не приходил сам собой. Вы понимаете, что на подобных совещаниях даже минута молчания кажется вечностью. Но это того стоило: обычно его ответы были хорошими. Я не знаю никого другого, кто бы так делал. А он всегда так делал.