В мае прошлого года Анджелине Джоли сделали превентивную операцию по удалению молочных желёз. Её мать, актриса Маршелин Бертран, ушла из жизни в возрасте 56 лет из-за рака.

Анджелина прошла диагностику и выяснила, что является носителем опасного гена BRCA1, который увеличивает риск заболевания раком груди до 87%. Мать шестерых детей, Джоли быстро сделала свой выбор: «Как только я поняла, что это реальная угроза, я решила сделать всё от меня зависящее, чтобы минимизировать риски... насколько это возможно», – написала она в своей колонке в New York Times.

«Я пишу об этом сейчас, потому что надеюсь, что другие женщины извлекут урок из моего опыта», – призналась она в открытом письме. Надежда 39-летней актрисы быстро оправдала себя. Исследование, которое опубликовала на прошлой неделе организация Breast Cancer Research, показало, что откровение Джоли подтолкнуло женщин, в роду которых были случаи заболевания раком груди, пройти диагностику.

Согласно данным исследования, после объявления Джоли годовое число обращений в генетические клиники в Англии увеличилось вдвое. «Мы проверили 21 центр и проследили чёткую закономерность – чаще стали приходить женщины, родственники которых имели онкологический статус, – объяснил автор исследования доктор Гарет Эванс. – Также значительно возросло число тех, чьи опасения не были подкреплены семейной историей».

Положительный эффект на этом не заканчивается. Те женщины, которые оказались носителями опасного гена, не побоялись хирургического вмешательства. «Примерно половина из них согласилась на операцию», – подчеркнул Эванс, профессор клинической генетики в Университете Манчестера.

Многие женщины заявляли о том, что прийти в клинику их подтолкнуло решение актрисы. «Она не только икона Голливуда, Джоли также знаменита своей благотворительной работой в ООН», – заметил Эванс. Исследователь добавил, что, по всей видимости, источником вдохновения для женщин стало то, что о своём решении публично заявила актриса, которой необходимо постоянно следить за собой и своим имиджем.

«Нельзя и забывать о том, что реконструкционная хирургия груди в наши дни делается очень качественно, и женщины знают об этом. Мастэктомия долгое время была страхом каждой женщины», – рассказал Лестер Барр, председатель организации по предупреждению рака груди «Генезис». В действительности же, когда мы видим, как сияет Джоли на ковровой дорожке, едва ли есть основания утверждать, что операция сделала её менее женственной.
Несмотря на то что число визитов женщин к врачам-маммологам удвоилось за последний год, доля тех, кто находится в зоне риска, осталась неизменной, что, по мнению Барра, только усиливает однозначно положительный эффект заявления Джоли. Эванс предполагает, что по прошествии времени эта история частично забудется. Однако те женщины, чьи родственники недавно получили известие о неутешительном диагнозе, долго будут держать в голове пример Джоли.

Операция снижает риск возникновения рака на 90–95%, но существуют и другие превентивные меры, такие, например, как регулярные упражнения и сбалансированная диета – они снижают риск на 30–40%. Специальные эстроген-блокаторы – препараты вроде тамоксифена – также могут быть полезными. «МРТ позволяет диагностировать заболевание на ранних стадиях, что способствует достаточно быстрому излечению, ведь за последние 20 лет наука сильно продвинулась в этом вопросе, – сообщил Эванс. – Однако многие женщины предпочитают не рисковать и пресекают проблему «на корню», чтобы не проходить курс изнурительной химиотерапии, если рак всё же будет обнаружен».